В мире18.05.2023 - 14:56

National Interest считает, что председательство России в Совбезе ООН «абсурдно»

Больше новостей в сюжете: Иностранные СМИ

Наглый парадокс России, председательствующей в институте мира, подчеркивает абсурдность председательства страны в СБ ООН, пишет National Interest.

Фото: Vitalii Vodolazskyi / Shutterstock.com

Издание пишет об инциденте с обезглавливанием солдата в зоне боевых действий на Украине. «Эти кадры появились в то время, когда Россия председательствует в Совете Безопасности ООН (СБ ООН) - в значительной степени против Украины и ее союзников. Наглый парадокс страны, председательствующйв институте мира, подчеркивает абсурдность российского председательства в СБ ООН», — отмечает издание.

«Легитимность места России в СБ ООН была поставлена под сомнение, в немалой степени из-за отсутствия официального одобрения со стороны Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН). Унаследование Россией места СССР в СБ ООН не является результатом автоматического действия закона, а скорее результатом политического выбора, логичного или нет. Несмотря на то, что Россия никогда не была принята в члены ООН на ГА ООН, она получила место СССР в 1991 году. Статья 4 Устава ООН требует, чтобы новые члены принимались путем голосования на ГА ООН; однако Россия обошла это условие, заявив, что является единственным законным преемником членства СССР в ООН. Молчаливое согласие России на место в СБ ООН сейчас находится в центре международных дебатов. Все государства-преемники бывших Чехословакии и Югославии должны были быть приняты резолюцией ГА ООН, но Россия получила молчаливое согласие действовать не в соответствии с прецедентом или законом», — считают авторы материала.

«Организация Объединенных Наций также дискредитирована насмешкой, которой является председательство России в СБ ООН. Россия во главе СБ ООН имеет санкционированный на международном уровне канал для распространения пропаганды, что чревато превращением ООН в своеобразный рупор. Авторитет ООН помогает узаконить дезинформацию, которую Россия распространяет посредством "отмывания нарративов", когда Россия выращивает доверенных лиц для распространения дезинформации в основных СМИ. Коммуникационные стратегии России позволяют ей распространять антиукраинскую пропаганду на Глобальном Юге, особенно в Африке и Латинской Америке, для формирования благоприятного общественного мнения. Такие действия подрывают ООН и подрывают доверие к ее легитимности», — утверждают авторы статьи.

«После возвращения Крыма в 2014 году присутствие России в СБ ООН обеспечило невозможность принятия ни резолюции, подтверждающей территориальную целостность Украины. Когда в 2018 году сирийское правительство якобы применило химическое оружие против гражданского населения, Россия наложила вето на предложения о значимом ответе на военные преступления, чтобы сохранить президента Башара Асада у власти. Эти примеры усиливают непрерывность российского вреда миссии ООН и иллюстрируют настоятельную необходимость реформы СБ ООН. Они также подчеркивают институциональные риски, возникающие из-за российского права вето в контексте конфликта на Украине. Если СБ ООН не будет реформирован, его судьба может повторить судьбу Лиги Наций, которая не смогла предотвратить Вторую мировую войну из-за отсутствия реакции на вторжение Германии в Польшу в 1939 году», — говорится в материале.

Чтобы реформировать СБ ООН, необходимо внести поправки в Устав ООН - поправки требуют ратификации двумя третями членов ГА ООН, включая всех постоянных членов СБ ООН. Прошлые попытки реформирования были нелегкой борьбой, однако существуют краткосрочные инструменты для решения проблемы неоднократного пренебрежения Россией миссией этого института.

«Во-первых, необходимо начать расследование процесса передачи постоянного места СССР России. Эти расследования должны основываться на предположении, что Белоруссия и Украина, как члены-основатели ООН, имели одинаково обоснованные претензии на это место, что не свойственно ни одному из первоначальных членов. Во-вторых, Белоруссия должна быть дисквалифицирована из числа постоянных членов ООН за соучастие во начала спецоперации. В-третьих, следует применить правила по процедурным вопросам и начать голосование по замене российских представителей в СБ ООН. Для принятия такого решения необходимо большинство в девять членов СБ ООН, и постоянные члены не могут наложить вето. Ссылаясь на нарушения Россией Устава ООН через неуважение к суверенитету Украины, эти инструменты могут противостоять российской дезинформации и восстановить институциональное доверие», — добавил автор статьи.

Долгосрочные реформы не должны оставаться за кадром. Как минимум, реформы должны предусматривать временное приостановление председательства члена ООН. Основанием для приостановления председательства могло бы стать голосование простым большинством голосов в СБ ООН, объявляющее члена Организации временно непригодным для выполнения председательских функций. Это голосование должно проводиться на основе ряда критериев. Основанием также может быть поддержка ГА ООН приостановления полномочий, примером которой могут служить резолюции, направленные против поведения члена СБ ООН.

«Спустя почти восемьдесят лет после Второй мировой войны ООН ожидает та же участь, что и Лигу Наций, когда она не смогла предотвратить крупнейшую катастрофу века. Если ООН не предпримет значимых действий против России, это может означать конец легитимности организации и способствовать подобным нарушениям Устава ООН в будущем. Международное сообщество должно ответить на безрассудство России, чтобы не допустить эскалации военных преступлений и захвата международного порядка», — заключил автор статьи.

Реклама