Сегодня маяки — это в основном памятники славным минувшим дням. Во многих портовых городах, в гаванях стояло такое сооружение, и в эпоху, когда ещё не было высокотехнологичных навигационных систем, маяки были единственным надежным ориентиром для судна ночью или в шторм.
На смотрителей маяков возлагали ответственную миссию: внимательно следить за исправностью ламп, высматривать отмели во время отливов, предупреждать корабли о рифах и опасных местах. В первую очередь, маяки должны были быть функциональными, но, благодаря мастерству строителей, многие из них на сегодняшний день представляют собой красивейшие произведения архитектурного искусства. В этом материале рассказываем (и показываем) самые оригинальные из них, вид которых буквально завораживает.
Его называют «жемчужиной Сахалина». Маяк Анива построили японцы в 1939 году, и интересен он в первую очередь тем, что его установили в невероятно труднодоступном месте. Природа основательно постаралась над тем, чтобы затруднить тут любое судоходство: множество течений, туманы, огромные подводные скалы… Но что-то нужно было решать, и решение по сей день возвышается на 40 метров над уровнем моря.
Маяк выглядит потрясающе. Его девятиэтажная башня состоит из технических и жилых помещений и вмещает 12 человек. Сейчас «Анива», как и почти все маяки, не работает. Более того, его разграбили и разорили. Полуразрушенное здание сейчас в аварийном состоянии.
Маяк в Орегоне стоит на голых камнях с 1881 года. Его открыли через несколько дней после произошедшего в этом месте кораблекрушения, и с тех пор судна здесь не гибли. Это один из самых дорогих маяков США — сложные погодные условия и логистика потребовали очень большие средства при возведении. Несмотря на все старания ремонтников, с 1957 года маяк находится в нерабочем списанном состоянии — штормовые волны размыли и разрушили основание и часть здания.
Сооружение стоит больше века, и по нему, в общем-то, это хорошо видно. Маяк сейчас сильно разрушен, и в его остове угадывается некогда очень красивое итальянское здание. Из-за нестабильности во внутренних делах Сомали, маяк пришлось оставить, и сейчас некогда мощное здание Могадишо стало пристанищем бездомных и наркоманов. Верхнюю часть башни растащили, винтовая лестница вот-вот грохнется с многометровой высоты, а интерьер смрадит коктейлем из ароматов гашиша, морской воды, гнили и экскрементов.
Появился на Аляске в 1902-1905 годах. Элдер-Рок — старейший и самый удалённый маяк Аляски, он находится в живописнейшем месте среди скал. Его фонарь светил до 1973 года, и за это время благодаря ему удалось избежать множества кораблекрушений (которые до установления маяка здесь случались регулярно). Сейчас специальная ассоциация на острове Хейнс следят за состоянием маяка. В планах реконструкция сооружения и торжественное зажжение фонаря.
Древнейший маяк в мире, «Башня Геркулеса» появилась в Депортиво в конце первого века нашей эры. Это один из наиболее сохранившихся объектов архитектурного наследия Римской империи. Более того, он до сих пор действует.
С высоты 55 метров от земли маяк освещает побережье Атлантического океана. Единственный раз сооружение реставрировали в XVIII веке. Сейчас маяк открыт для туристов и входит в список ЮНЕСКО.
Невероятно красивое сооружение 1897 года. «Турлитис» пережил полный крах от фашистов и возрождение пятью годами спустя, а полностью его восстановили богатые греки в середине 90-х годов. Примечательно, что всё это время он продолжал работать.
Маяк стоит на естественном скальном фундаменте. Со стороны он выглядит как декорация к сказочному фильму. Атмосферу дополняет каменная лестница, ведущая прямо в воду, и живописное расположение. «Турлитис», кстати, один из немногих маяков, который работает без смотрителя.
Возможно, не самый выдающийся в архитектурном плане маяк интересен своей доступностью. В Калифорнии Пиджен Пойнт — одна из многих достопримечательностей, рядом даже недорогой хостел построили. Маяк освещает побережье Тихого океана с высоты 35 метров — это одно из самых высоких подобных сооружений в Северной Америке. Стоит он здесь с 1872 года и до сих пор работает.
Единственный чугунный маяк в Великобритании, который уходит в воду во время прилива.
«Уайтфорд Поинт» с 1865 года стоит у берега валлийского полуострова Гауэр. Свою основную функцию маяк выполнял до 1920-х годов, а затем поменял профиль: во время сражений Второй мировой войны британские вооружённые силы использовали его как мишень для тренировки бомбардировок. Несмотря на это, маяк стоит по сей день.
Сейчас Whiteford Point — частная территория. Его купили в 2000 году за символическую сумму: $1,31. Здание открыто для посещения, но в приливы следует быть очень внимательным и осторожным — вода прибывает чрезвычайно быстро.
Маяк Chania (Греция)
Он же Египетский маяк на Крите (египтяне к его постройке не имеют никакого отношения). Стоит на острове с XVI века. Устройство его любопытно: первые годы его зажигали… буквально! Многометровое здание полыхало, и корабли издалека видели зарево. Позже здание перешло египетской стороне, и те реконструировали маяк, сильно изменив его внешний вид — он стал похож на минарет. Затем Крит несколько раз менял свой юридический и географический статус, и сейчас на него можно только посмотреть со стороны или подняться по внешней лестнице — вход внутрь запрещён.
Один из самых высоких (46 метров) и загадочных маяков. Существует легенда, по которой во время кораблекрушения погибли все, кроме грудного младенца, и призрак его матери по сей день бродит по башне маяка и зовёт его. По другой легенде, 4 августа 1969 года здесь без вести исчезли два смотрителя. Ни тел, ни следов не нашли. Маяк сейчас закрыт для туристов, но, быть может, оно и к лучшему?
«Великий свет гавани» стоит на острове Росса с 1879 года. Маяк интересен своей необычной формой: это квадратная деревянная башня, граничащая с домиком смотрителя. Фонарь здания был одним из мощнейших в своём классе: он пробивал морской воздух на 11 миль.
В 1963 году тут появился новый, современный маяк, а «Великий свет гавани», некоторое время простоявший закрытым, в 1976 году попал под страшную бурю, которая беспощадно разбила здание. Маяк до сих пор стоит невосстановленный, общественники пытаются убедить власти в необходимости реконструкции, но пока что безуспешно. Остаётся лишь любоваться его былым величием.