В январе 2022 года по Казахстану прокатились массовые протесты, переросшие в кровавые беспорядки. С тех пор в стране не утихают споры о том, кто виноват в происшедшей трагедии. В последние месяцы все больше экспертов сходились во мнении, что январские волнения были вызваны борьбой внутри правящих элит. Однако не так давно в республике снова всплыла тема иностранных террористов.
События Кровавого января всколыхнули весь Казахстан. Их жертвами оказались более 200 человек, тысячи получили ранения, материальный ущерб бизнесу превысил 200 миллионов долларов. В разгар беспорядков на самом высшем уровне было заявлено об иностранном вторжении, что стало формальным поводом для ввода в страну войск ОДКБ. Затем об этой гипотезе надолго забыли, и вот теперь вспомнили вновь.
Что заставило Нур-Султан вернуться к первоначальной версии? Прежде всего, большинство казахстанцев, особенно жители Алматы, обвиняют в трагедии племянников Елбасы. Якобы представители могущественного Шапраштинского клана попытались организовать государственный переворот, чтобы сместить действующего президента Касым-Жомарта Токаева.
В пользу этой версии указывают многочисленные утечки в социальных сетях. Независимые журналисты открыто называют январские события «заговором шапраштинцев». По некоторым данным, в нем участвовал, в том числе, бывший министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев. «Есть основания подозревать Тургумбаева в соучастии в государственном перевороте из-за принадлежности к Шапраштинскому клану», - в частности, пишет казахстанский Telegram-канал «Нурсултанский Соловей».
Сам Нурсултан Назарбаев всячески отмежевывается от причастности к беспорядкам. В интервью Telegram-каналу Данияра Ашимбаева первый президент публично заявил, что не имеет отношения к январским событиям. Также Елбасы подчеркнул, что если кто-то из его родственников прикрывался его именем, то он должен понести соответствующее наказание.
Если подтвердится версия о «заговоре шапраштинцев», то репутационные издержки понесет не только Назарбаев. Тот факт, что обычные граждане были втянуты в кровавую внутриэлитную разборку, бросит тень и на Токаева.
Возможно, поэтому в публичном пространстве снова появилась гипотеза о «невидимом» внешнем враге в лице экстремистских групп. После голосования на республиканском референдуме 5 июня Токаев прямо на избирательном участке провел брифинг для местных журналистов. В своем обращении он заново обвинил в январских событиях участников бандформирований, вторгшихся в страну из-за рубежа.
Глава государства вспомнил свои слова о 20 тысячах иностранных террористах и указал, что он имел в виду количество членов бандформирований, атаковавших не один Алматы, а 13 городов Казахстана одновременно.
Как заявил Токаев, эту информацию он получил от бывшего руководства правоохранительных органов. От кого именно — приходится догадываться самостоятельно. Запись президента в Твиттере о 20 тысячах террористов датирована 7 января. Экс-председатель Комитета национальной безопасности РК Карим Масимов был задержан 5 января. Можно предположить, что президент говорил о бывшем главе МВД Ерлане Тургумбаеве.
Интересно, что версию об атаке на Казахстан со стороны внешних экстремистских сил ранее дважды озвучивало руководство Российской Федерации. По словам директора Службы внешней разведки РФ Сергея Нарышкина, за нападением на Казахстан стоят религиозно-экстремистские группы, ранее находившиеся в Сирии.
Что дальше?
Сейчас казахстанские власти находятся на распутье. Дальнейшее развитие ситуации зависит от их выбора.
Возможно, главным организатором январских беспорядков объявят уже арестованного Кайрата Сатыбалды. Не исключено, что вслед за ним задержат и других родственников Назарбаева.
Либо будет решено пойти по второму пути и возложить всю ответственность на внешних врагов. Первый шаг к этому сделан.