В Воронежской области сегодня, как и в других регионах России, происходит рост заболеваемости коронавирусом. Но в каждом субъекте этот процесс проходит по-разному. О третьей волне COVID-19 в Воронежской области, распространении нового штамма вируса и его особенностях рассказала главный пульмонолог департамента здравоохранения Воронежской области Наталья Костина.
- Какая на сегодня ситуация в Воронежской области с COVID-19?
- Ситуация волнующая. Не только у нас, все мы знаем, какая ситуация в Москве и Санкт-Петербурге. Воронежская область традиционно отстает от этих крупных городов на 2-3 недели. Поэтому в нашем регионе сейчас наблюдается плавный, но весьма заметный рост пациентов с коронавирусом. При этом происходит достаточно значительный рост числа госпитализаций.
То, что у нас рост заболеваемости наблюдается позже, связано с тем, что новый штамм вируса пришел в регион в период отпусков, когда дети с родителями уезжают из города. Поэтому у нас сейчас относительно благоприятное время для прохождения этого пика заболеваемости новым штаммом, и я надеюсь, что все будет не так страшно, как в Москве и Санкт-Петербурге. Но, тем не менее, мы ожидаем очень большого подъема.
- В чем отличие нового дельта-штамма коронавируса от других, которые были ранее в России?
- У дельта-штамма произошло очень много мутаций. И одна из них привела к повышению трансмиссивности, то есть увеличению способности вируса заражать. У этого варианта вируса способность заражать на 80% выше, чем у штаммов, которые у нас были в течение первых двух волн пандемии.
И если раньше мы наблюдали ситуации, когда в семье один человек заболел, а другой нет, то сейчас мы видим огромное количество кластеров, когда заболел один человек, а буквально через день заболевают остальные члены семьи.
- Как следует россиянам относиться к этому штамму вируса – можно ли быть спокойными или стоит усилить бдительность?
- Относиться к этому штамму, я бы сказала, надо даже избыточно серьезно. Потому что кроме его высокой трансмиссвности, он обладает определенными особенностями, которые влияют на течение и исход заболевания. Дело в том, что высокая вирусная нагрузка, которая обеспечивает этот штамм, напрямую коррелирует со скоростью развития той самой гипервоспалительной реакции, от которой умирают наши пациенты. Бывают ситуации даже, когда все меры приняты, но мы ничего не можем сделать, потому что у пациента есть определенный набор факторов, который является предиктором того, что он умрет. Есть категория пациентов, которая имеет крайне высокие риски, и дельта, к сожалению, увеличивает эту категорию в количестве.
- Какие хронические заболевания наиболее опасны при заражении дельта-штаммом коронавируса?
- Больше всего на течение и исход болезни могут повлиять тяжелый сахарный диабет, хронические болезни почек, сердца и аутоиммунные заболевания. В зоне крайнего риска находятся онкогематологические и онкологические пациенты.
- Все чаще мы слышим о летальных случаях среди пациентов с короновирусом молодого и среднего возраста? Почему?
- Ключевой здесь является высокая вирусная нагрузка, которая обеспечивает дельта-штамм. Потому что уровень этой нагрузки очень плохо бьет врожденный интерфероновый ответ, который в первую и вторую волну спас молодой пул. Сейчас иммунитет молодого пула просто не срабатывает против такой вирусной нагрузки. Они точно так же, как ранее пожилые пациенты, заболевают, но реакция гипервоспаления у молодых пациентов может быть даже более выраженной, чем у пожилых, за счет особенностей иммунного ответа.
- Есть ли статистика по заболевшим среди привитых и заболевшим вторично?
- У нас уже существует очень большая доказательная база по всем вакцинам. Мы знаем, что эффективность вакцин у нас в среднем 91-92%, но из-за появления новых штаммов она немного снижается. Поэтому мы знаем, что такие пациенты будут. Но у нас нет пациентов в реанимациях, которые прошли двойную вакцинацию.
- Почему в Воронежской области высокая смертность от коронавируса, судя по статистике за последние дни?
- Во многом это связано с появлением дельта-штамма. Мы ожидаем роста летальности. На сегодня у нас нет ни одного препарата, который бы гарантировал выздоровление пациента. У нас нет ни одной комбинации препаратов, которая способна остановить ковид и гипервоспаление. Но когда мы анализируем данные по летальности, мы видим, что очень большое количество пациентов до 11-12 дня болезни не обращались за медицинской помощью, а лечились самостоятельно. И потом такие пациенты к нам попадают уже с низкой сатурацией на ИВЛ и умирают. Поэтому мы уже год все время говорим, если у вас есть показания: длительная температура, чувствуете одышку или пульсоксиметр показывает снижение сатурации, вам не надо бежать на КТ или искать в интернете схемы лечения, нужно только позвонить врачу или вызвать скорую помощь.
- Все ли вакцины подходят всем или отдельные из них лучше порекомендовать определенным категориям населения?
- Выбор вакцины зависит от инструкции по применению, которую дает производитель. Вакцины похожи, но есть и отличия. Например, вакцина «ЭпиВакКорона» не может быть использована для людей с первичным иммунодефицитом и со злокачественными опухолями. В остальном по инструкции она имеет те же самые показания и противопоказания, как и «Спутник V».
Вакцина «КовиВак» имеет определенные возрастные ограничения. Она не рекомендована для людей младше 18 лет и старше 60 лет, в связи с тем, что отсутствует серьезная доказательная база. А в остальном инструкции по нашим трем вакцинам достаточно похожи.
- Как протекает коронавирус у детей? И стали ли они более уязвимыми к новому штамму вируса?
- Да, как и молодые люди, так и дети, попадают в категорию риска в связи с появлением дельта-штамма. Но дети по-прежнему болеют достаточно легко, часто бессимптомно.
- Является ли вакцинация единственным способом победить коронавирус?
- Сейчас у нас стремительно увеличивается количество тяжелых пациентов. Если раньше у нас в реанимационное отделение попадало 20% госпитализированных, то сейчас прогнозируется их увеличение до 50%. Поэтому всем антипрививочникам я говорю: сейчас у вас риск, заболев коронавирусом, попасть в реанимацию один к двум, а после прививки этот риск падает до одного к десяти.
Есть два важных момента: когда люди начнут соблюдать социальное дистанцирование, носить средства индивидуальной защиты в общественных места и когда ускорится вакцинация, тогда мы сможем говорить о предотвращении новых волн пандемии. Они будут возникать, но со временем становиться все меньше, пока не затухнут.
- Когда ожидается пик новой волны пандемии в Воронежской области?
- Пока мы идем в плавном подъеме. Учитывая модели заболеваемости дельта-штаммом в Великобритании и Индии, которые это уже прошли, мы думаем, что пик у нас придется на начало-середину августа, а к сентябрю начнется снижение, если вернувшиеся с каникул дети не продлят этот процесс.
Фото: Департамент здравоохранения Воронежской области, ТАСС