Культурный центр «Рельсы» появился в 2018 году благодаря тому, что Анна Кудрявцева и Илья Андреев решили создать проект, в рамках которого каждый желающий смог бы найти свое место в культурной жизни города и присоединиться к дружному сообществу единомышленников.
Несмотря на море скепсиса ребятам удалось достичь своей цели. Можно сказать, они попали в жилу и ответили на потребность людей, которая буквально висела в воздухе. В беседе с RuNews24.ru Анна Кудрявцева поделилась планами на будущее и рассказала, как создавались «Рельсы».
– Как возникла идея создать культурный центр?
– Идея возникла из личной потребности. Я долгое время жила в Москве, порядка шести лет. Когда я вернулась в Тверь, ощутила некий культурный голод из-за того, что в Москве могла в любой момент сходить на выставку, лекцию – куда угодно. В Твери этого не хватало и в какой-то момент мой друг Илья пришел мне на помощь. Он очень часто советовался по поводу событий, которые можно было бы посетить в Москве и сказал, что хочет, чтобы и у людей в Твери была возможность, как и у жителей Москвы или Петербурга, посещать подобные события. Это была очень смелая для нас идея: никто из нас никогда не занимался ни культурными, ни просветительскими проектами, но мы загорелись и просто в свободное от работы время начали работу.
У Ильи был свой бизнес, я работала в маркетинговом отделе клиники, и вот по выходным мы стали проводить мероприятия преимущественно лекционного формата, потому что он был самый простой для реализации. На протяжении полутора лет мы проводили события на сторонних площадках, в офисах наших друзей, в картинных галереях.
– Постепенно образ будущего проекта стал вырисовываться?
– Нам было важно создавать образ не только проекта со смыслом, со знаниями, с культурой, но и упаковать его в какую-то модную обертку. Поэтому мы изначально выбирали только красивые места, интересные для нашей аудитории, угощали их BunaCoffee, старались в дизайне, в каких-то карточках, которые люди получали на лекции, или в том, что они видели в афишах в социальных сетях, передавать, что мы классный, молодой проект. Постепенно у нас стало формироваться отличное сообщество.
Мы стали пробовать новые форматы: фестивали, концерты и выставки, стали искать постоянную площадку, пусть небольшую, хотя бы 40-50 квадратов, но очень быстро поняли, что нам хочется больше и больше: и библиотеку, и занятия по будням, и вообще главной задачей стало создание центра, в который ты можешь каждый день прийти, почувствовать определенную атмосферу, который не будет открыт по определённому расписанию и в который ты можешь прийти свободно, не покупая билет.
И когда концепция сформировалась, мы запустили краудфандинговый проект. Это одна из самых больших наших гордостей - проект создан силами и финансами сотен людей. Мне кажется это и отличает нас от сотен культурных проектов по России, ведь нам удалось методом краундфантинга собрать деньги на ремонт и обустройство большого центра. И вот на протяжении почти уже двух лет мы открыты. Центр работает ежедневно, постоянно проводит события разной направленности.
– Как проходило открытие «Рельсов»?
– Мы тогда были приятно шокированы количеством людей, которые пришли. Это были тысячи людей. К нам приехали сотрудники музея «Гараж», и они сказали, что таких популярных событий не проводят даже они. Было очень приятно и немножко страшно. У нас были проблемы с аппаратурой и звуком. Хоть мы долго готовились, открытие немного омрачились какими-то техническими моментами, но сейчас мы все это вспоминаем как большое приключение.
– На каком этапе появился отклик, почему решили, что проект «зайдет» аудитории?
– Мы сталкивались со скепсисом от наших друзей, которые говорили, что через два месяца нам надоест этим заниматься. Однако отклик был сразу. У нас уже на первых лекциях был аншлаг. Нам повезло, что мы уже общались в определённой среде, которая позволила просто, разместив афиши в аккаунтах друзей, довольно быстро заявить о себе. Первые лекции мы проводили в новогодние праздники, и это оказалась золотая пора для людей, которые делают какие-то культурные события, потому что людям надоедает сидеть дома, и они хотят куда-то выйти, и получилась максимальная загрузка буквально с первых дней. Но было рано делать какие-либо выводы, мы выждали пару-тройку месяцев. Все хорошо развивалось, мы стали пробовать новые форматы, чтобы не ассоциироваться исключительно с лекторием. Хотя это был преимущественно основной формат и даже некоторое время нас называли «Лекторий рельсы».
И со временем, обрастая новыми людьми и связями, мы поняли, что сможем открыть не просто маленький закуток для проведения небольших событий, а большой культурный центр, который будет влиять на ощущение людей в их любимом городе.
Но это было постепенно, мне кажется, что наши запросы, наши цели и аппетиты, они росли вместе с проектами. Ранее мы думали, что к этой цели подойдем лет через семь. Получилось быстрее.
– Как и каких спикеров вы приглашаете?
– Сейчас уже спикеры приезжают из разных уголков России. Преимущественно, конечно, это Москва и Тверь. Со спикерами из Твери мы можем выстраивать определенную программу курсов – у них есть возможность каждую неделю проводить занятия, лекции по определённой тематике. Со спикерами из Москвы организуем преимущественно разовые лекции, однако есть и исключения: например, курс по архитектуре у нас вел Саша Ермолин, он выходец и из Твери, долгое время уже живет в Москве, проводит там потрясающие архитектурные экскурсии. На какие-то крупные мероприятия, фестивали, мы приглашаем людей из разных регионов. Потому что фестивали чаще всего связаны с обменом опытом и нам как региону важно обменивать опытом с другими. Это сложнее для нас финансово, сложнее навигационно, но и фестивали мы проводим не каждую неделю, поэтому в целом получается комфортно.
Для нас очень важно протестировать спикера. Мы можем посмотреть лекции в записи и понять, как он общается с аудиторией, потому что чаще всего мы освещаем зачастую очень сложные темы, о которых спикер должен говорить просто и понятно, как говорится – «с огоньком». Если возможности просмотреть лекции или посетить выступление спикера нет, мы проводим тестовую лекцию. Она у нас минимум с 50%-й скидкой и на минимальную загрузку – около 20 человек. Далее мы собираем обратную связь и уже принимаем решение, работаем с этим спикером или нет.
– Кого из именитых спикеров уже удалось пригласить?
– У нас есть договоренность о приезде с Антоном Долиным, он сейчас покинул Россию, поэтому не понятно, приедет он к нам или нет. Недавно к нам приезжала Варя Веденеева, у нее два замечательных проекта, она тоже постоянная гостья YouTube-шоу. Катя Тарасова, нейробиолог, довольно известна.
Понимаете, если человек увлечен темой и смотрит лекции по современному искусству, он сто процентов знает издание «Арт гид» и Машу Кравцову, которая уже несколько раз приезжала к нам в качестве главного ректора этого издания и рассказывала о современном искусстве.
– Как выявляются актуальные темы?
– Постановка просветительской программы идет по двум направлениям: мы отталкиваемся либо от спикера, либо от темы и ищем спикера по темам. Сейчас гораздо актуальнее стали вопросы политологии, социологии, психологии, то есть время диктует свои условия, лекции по демократии или авторитарным режимам становятся популярнее. Иногда мы изучаемся столичный опыт, смотрим, какие выставки проходят в Москве. Условно, проходит выставка Врубеля, и мы как раз делаем лекцию о Врубеле. Чтобы человек мог и на лекцию сходить, и потом выставку посетить. Наш куратор кинопрограммы Сережа мониторит выход крупных событий. Например, вышел фильм «Французский вестник», и мы повторили его лекцию про режиссера Уэса Андерсона. Если есть какой-либо инфоповод, на который мы можем откликнуться в рамках своей программы – мы обязательно это делаем. Мне кажется, именно этим отличается центр современной культуры от просто дома культуры.
– Какая у центра аудитория?
– У нас есть продукт — это наше пространство – куда человек может прийти бесплатно, и приходит совершенно разная аудитория. Например, кто пользуется пространством чаще всего – это студенты, то есть здесь очень много молодых людей в возрасте до 25 лет. Есть аудитория каворкеров, они сидят здесь с утра до вечера, но кто-то ходит на события, кто-то нет. Эта аудитория старше – это как правило фрилансеры от 25 до 40 лет, преимущественно айтишники и дизайнеры. Зачастую они как раз и являются спонсорами наших событий. В зависимости от темы и от спикера приходит разная аудитория. Вот у нас есть, например, художник Николай Дулько, он читает цикл лекций об искусстве, и очень четко попадает в женскую аудиторию старше 40 лет. При этом есть Настя Каменская, и вокруг нее собирается более молодая аудитория, хотя она тоже читает на тему искусства. Поэтому здесь очень сильно зависит от продукта, которым пользуются люди.
Детская программа у нас вообще начинается от трех лет и туда приходят родители с детьми. Поэтом аудитория у нас одним словом – широкая.
– Какие реакции на работу центра были чаще всего?
– Люди неравнодушны к центру, и чаще всего мы сталкиваемся с позитивными комментариями. Это то, что дает нашей команде бесконечное вдохновение работать. Все-таки мы не коммерческая организация и уровень наших зарплат, даже по тверскому рынку, он ниже у большинства сотрудников, чем в каких-то коммерческих организациях. Но мне кажется, что тот запал и атмосфера работы в команде, а также отзывы посетителей – они и не дают людям уйти.
– У вас есть мерч, это отличает вас от других тверских площадок, зачем он вам?
– Здесь несколько целей. Во-первых, это классно, а мы стараемся делать много вещей, которые нам просто нравятся. Люди, которые приходят на «Рельсы», им хочется унести какой-то кусочек отсюда. Это может быть наклейка, карандаш, свечка, худи, что угодно. Во-вторых, это доходы, которые помогают центру оплачивать аренду, работу сотрудников, и наша сувенирная лавка приносит хороший процент дохода порядка 10% от общей суммы в месяц.
Это круто работает с туристами: им хочется привезти из Твери что-то кроме магнитика с Михаилом Кругом, поэтому для нас мерч решает две задачи – это и классный продукт, который человек может ассоциировать с «Рельсами», и финансовая сторона.
– Как в период пандемии и всех ограничений вам удалось организовать фестиваль в 2021 году?
– Организовывали мы его как обычно за исключением того, что нам приходилось несколько раз переносить дату фестиваля, согласовывали мероприятие с администрацией города. Когда пошел некий спад, нам разрешили его провести. Единственное отличие организации фестиваля было в том, что нам пришлось в максимально короткий срок провести всю промопрограмму, поджимал срок. Мы не анонсировали фестиваль, не было утверждённой даты, но у нас были согласованы даты со спикерами. Конечно, из-за переносов кого-то потеряли, кого-то нашли в последний момент.
Была более экстренная и насыщенная работа команды, соблюдался масочный режим, рассадка через стул, был расставлен антисептик в каждом углу и так далее.
– Будет ли фестиваль в 2022 году?
– В этом году планируется фестиваль. И он будет, если общественная обстановка позволит нам организовать такое большое событие и по этическим соображениям, и по финансовым соображениям тоже. Мы сейчас тоже оказываемся в ситуации, когда некоторые компании, наши спонсоры, уходят из России и прекращают финансирование в принципе, сокращают доходы на благотворительность. У нас 20% дохода – это меценатская поддержка, поэтому будем смотреть на возможности.
На проведения фестиваля мы настроены, у нас уже есть пул спикеров, продуманная площадка, и все ту работу, которую мы могли проделать к этой точке, мы проделали. Нужно проследить за тем, как будут развиваться события. Я думаю, что в мае мы примем окончательное решение, пока ориентировочная дата – середина июля.
Планируем посвятить фестиваль креативным индустриям. Все наши фестивали посвящены путям улучшения города, рефлексии на эту тему, и в этом году мы хотим пригласить специалистов-теоретиков и практиков из области креативных индустрий, креативной экономики в целом. Эта тема актуальна и в нынешние времена, так как креативная экономика может стать мощным движком для развития экономики в регионах совершенно разной направленности. Это касается в том числе таких небольших мастерских производств, каких-то культурных проектов, общественных пространств. Тема на стыке малого и среднего бизнеса. Думаю, что это многим откликнется. Ну будем смотреть за ситуацией, держать руку на пульсе.
– Что будет дальше?
– Планы у нас есть всегда, в целом по крупным событиям программа прописана примерно на год. Если говорить о ближайших событиях, в мае у нас планируется научно-популярный фестиваль. Ранее мы проводили день секс-просвета и к нам приезжали нейробиологи, специалисты психологи, врачи. Мы хотели бы сделать вторую часть, так как фестиваль пользовался очень большим откликом среди аудитории. Вообще лекции, которые рассказывают о нашем здоровье в неформальном ключе, очень популярны.
Также мы планируем что-то типа диджитал-конференции. Изначально она планировалась в формате выездного трехдневного лагеря, но сейчас, осознав определенные финансовые возможности и оценив ситуацию, мы поняли, что выездной кемп не потянем. Скорее всего это будет 1-2-дневная конференция по типу дизайн-уикенда, который был в прошлом году.
– Какая у вас мечта, как у просветителя?
– У каждого проекта есть очень благосклонная и заинтересованная в развитии проекта аудитория. Любой проект, независимо от его направленности, ставит себе задачу популяризировать свою миссию и свои идеи среди той части аудитории, которой это на данный момент не особо интересно, ставит задачу расширять свои горизонты. И мне кажется, что уровень культуры просвещения влияет на уровень общества в целом. Чем больше людей будут проникаться идеями посещения выставок, фестивалей, лекций, тем в более классном городе все мы будем жить. Хочется, чтобы таких людей становилось больше, и наше комьюнити неуклонно росло.