В предыдущих частях мы рассказывали о Валентине Пажетнове и об основанном им центре для реабилитации ребят – медвежат. Очередная часть нашего рассказа будет посвящена его уникальному методу, с помощью которого специалисты центра уже много лет выхаживают брошенных «малышей».
Екатерина Пажетнова работает в центре непосредственно с медвежатами и поделилась с RuNews24.ru секретом реабилитации.
Статья по теме: Как «медвежий папа» создал в Тверской области уникальный «Центр спасения медвежат-сирот»
Условно, весь период реабилитации можно разделить на 3 этапа:
1-й этап – выхаживание медвежат в раннем возрасте (от дня рождения и до трех месяцев). В этом возрасте они совершенно беспомощные, их необходимо содержать в тепле, регулярно кормить (в январе кормление осуществляется каждый час, в феврале – каждые 2-2,5 часа, в марте – 3-3,5 часа), осуществлять гигиенические процедуры, а иногда и лечить.
2-й этап – содержание медвежат в просторном лесном вольере, куда мы переводим их в конце марта-начале апреля. Именно в эти же сроки медведица выводит своих медвежат из берлоги, так что мы просто следуем «медвежьему» календарю. В просторном вольере медвежата пробуют те же корма, что и их дикие сородичи, изучают окружающий лес и могут прятаться от непогоды в домике-берлоге. Питаются они уже реже – 3-4 раза в день.
3-й этап – полувольное содержание медвежат. По мере достижения животными возраста самостоятельности (около 7 месяцев), у них появляется возможность выходить за пределы вольера, где они могут самостоятельно осваивать территории в поисках кормных мест.
Статья по теме: Семейное дело: Екатерина Пажетнова рассказала, кто работает в центре спасения медвежат-сирот
Основными результатами исследований Пажетновых стало понимание, что все формы поведения, обеспечивающие выживание медвежат в природе, формируются на основе врожденных, инстинктивных компонентов, без подражания или научения матерью, и существенно не отличаются от поведения медвежат сходного возраста в природе. Благодаря чему и стало возможным осуществление реабилитации осиротевших медвежат с последующим их возвращением в природу.
Например, с наступлением холодов реабилитируемые медвежата первого года жизни демонстрировали такую сложную форму поведения, как гнездостроительное, и строили берлоги, которые соответствовали по своим параметрам берлогам диких медведей, где они успешно зимовали.
«Основная особенность нашей работы заключается в том, что мы работаем с животными, которые должны научиться выживать в дикой природе. Неотъемлемым условием этого умения является чувство страха к человеку. Если животное не боится людей, то в дикой среде оно не выживет и обречено на гибель или пожизненное заключение в клетке. Поэтому мы никоим образом не воспитываем медведей – мы обеспечиваем им условия, приближенные к их естественной среде обитания, и полувольное содержание, благодаря чему у них формируются все формы поведения и навыки, необходимые для жизни в дикой природе: пищевое, оборонительное, гнездостроительное, реакция страха на человека и прочее. Поэтому наша задача – выкормить медвежат в младенческом возрасте, а дальше – обеспечить им условия содержания, максимально приближенные к естественным для данного вида, обеспечить безопасность, а также – минимум контакта с человеком», - подытожила специалист.
Продолжение читайте в новых публикациях RuNews24.ru