Проблему «самостроев» в Тюмени рассмотрели депутаты на заседании постоянной комиссии по градостроительству и земельным отношениям Тюменской городской думы.
«Для многих горожан самострои – проблема. И с одной стороны, это носит обвинительный характер. На самом деле, это не так. В силу ряда разных объективных причин жители построили свои дома. Если бездушно смотреть на эту территорию, то нужно сказать – надо сносить этот дом. Но так же нельзя. Во-первых, потому что у людей нет другого жилья. В каждой ситуации нужно разбираться», – отметил председатель комиссии Тюменской гордумы Валерий Фальков.
«Сегодня мы затронули этот вопрос в контексте освоения целых районов, поскольку город объявляет соответствующие конкурсные процедуры и застройщики находятся. Это касается территорий аварийных. Да, на этой территории есть самострои, так называемые. Депутаты заинтересовались – как быть, самострой самострою рознь. В некоторых случаях он только именуется самостроем, а на самом деле у людей есть моральные и юридические права на него. И важно какие механизмы заложить в конкурсные процедуры, чтобы не оставлять один на один застройщика и жителя, чтобы органами местного самоуправления закладывались гарантийные механизмы, которые позволяли бы вести цивилизованный диалог и учитывать права тех, кто проживает там, но по каким-то причинам не зарегистрировал право на землю, право на домовладение». – добавил представитель городской Думы.
Отметим, что по информации администрации, в настоящее время значительная часть жилищного фонда, расположенного на территории города Тюмени, не соответствует стандартам качества, обеспечивающим комфортные условия проживания граждан.
По состоянию на 25 февраля 2016 года, 473 многоквартирных дома признаны аварийными и подлежащими сносу, что сопряжено с риском возникновения чрезвычайных ситуаций и приводит к нестабильной социальной ситуации на таких территориях.
Источником финансирования сноса и реконструкции аварийных многоквартирных домов, учитывая большой объем финансирования, а также ограниченность свободных земельных участков для застройки, могут являться средства инвесторов-застройщиков в рамках реализации института развития застроенных территорий, регламентированного нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной процедуре предоставление земельных участков для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории по результатам проведения аукциона на право заключить такой договор, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
Необходимо отметить, что в соответствии с договором инвестором-застройщиком в границах застроенной территории осуществляются, в том числе, мероприятия: снос аварийного жилищного фонда; предоставление гражданам, отселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (договорам найма специализированного помещения), благоустроенных жилых помещений; уплата возмещения за изымаемые жилые помещения и земельные участки, находящиеся в частной собственности; осуществление строительства объектов жилого и нежилого назначения в пределах застроенной территории, а также строительства и (или) реконструкции объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застроенной территории.
В этой связи, процедура развития застроенных территорий рассматривается как реализация крупных инвестиционных проектов по застройке территорий города Тюмени, имеющих важное социально-экономическое значение для развития города.
Фото: tumentoday