Количество подписок на российские онлайн-кинотеатры к концу декабря 2023 года установило новый рекорд, достигнув отметки в 45,2 миллиона, сообщает информационно-аналитическое агентство TelecomDaily. За последние полгода этот показатель вырос на более чем 23%, с 36,7 миллиона.
Методология исследования была разработана совместно со всеми участниками рынка, за исключением «Кинопоиска», пишет РБК.
Согласно данным TelecomDaily, лидером по количеству платных подписчиков на конец 2023 года является «Кинопоиск», принадлежащий «Яндексу», с долей рынка в 26,9%. На втором месте с результатом 17,3% находится Wink, который объединился с more.tv летом прошлого года. Замыкает тройку лидеров «Иви» с долей рынка 15,3%. Однако если учесть Wink и more.tv отдельно, учитывая возможное пересечение аудитории и переходный период слияния компаний, их показатели составят 15% и 2,3% соответственно.
Наибольшее количество пользователей, имеющих как платную, так и бесплатную подписку, зафиксировано у «Кинопоиска» — 11,1 миллиона, из которых 8,2 миллиона платят за услугу. За полгода количество абонентов у платформы выросло, причем аналогичный показатель у «Иви» составил 8,5 миллиона на конец 2023 года, против 7,2 миллиона в июне предыдущего года. У Wink и Okko — по 5,7 миллиона, что соответствует росту за полгода.
Глава TelecomDaily Денис Кусков отмечает, что рост количества подписок на онлайн-кинотеатры, особенно платных, объясняется несколькими факторами. Во-первых, в 2023 году платформы значительно увеличили количество оригинального контента — фильмов и сериалов собственного производства, который сейчас является ключевым фактором привлечения новой аудитории. Эта стратегия также связана с сокращением иностранного контента в библиотеках сервисов после ухода с российского рынка ряда голливудских студий.
Другой причиной роста является увеличение инвестиций в маркетинг со стороны практически всех платформ, особенно экосистемных. Это подтверждается, например, в «Кинопоиске», где проводят масштабные рекламные кампании своих оригинальных проектов. Важным фактором также остается доступность подписок для большей части населения, сохраняя низкую стоимость по сравнению с зарубежными стриминговыми сервисами. На фоне этого увеличился и показатель количества подписок у одного пользователя, который вырос с 2,5 до 3.
Несмотря на рост подписок, индустрию всё еще беспокоит проблема пиратства. Доходы нелегальных сайтов в 2023 году увеличились на 70%, достигнув 12 миллиардов рублей. Чтобы конкурировать с серым рынком, легальные сервисы инвестируют в собственное производство и искусственный интеллект, необходимый для улучшения системы рекомендаций и интерфейса.
Онлайн-кинотеатр Premier, принадлежащий «Газпром-Медиа Холдингу», сообщил о росте числа платящих подписчиков на 33% до 4,8 миллиона в 2023 году, при увеличении выручки на 113% по сравнению с предыдущим годом. Причинами такого динамичного развития стали не только оригинальные контенты и лицензирование, но и запуск обновленной рекомендательной системы. Premier также перешел на концепцию Web 3.0, ускорив загрузку видео в два раза.
Ранее эксперты Екатеринбурга объяснили, почему «упал» рунет, а также стало известно, как россияне пользуются ИИ и нейросетями.