В то же время правила работы алгоритмов будут оставаться коммерческой тайной
С начала 2023 года в России вступили в силу новые правила, обязывающие онлайн-платформы предоставлять пользовательскую информацию о работе своих рекомендательных алгоритмов. Это означает, что пользователи теперь могут получить более ясное представление о том, почему определенный контент или товары появляются в их ленте и какие факторы влияют на рекомендации в сфере музыки и контента, пишет «Фонтанка».
Хотя конкретные алгоритмы и их детали остаются коммерческой тайной, новое требование закона обязывает компании предоставлять общую информацию о принципах, на которых основаны их рекомендательные системы. Это содействует созданию большей прозрачности в отношениях между платформами и пользователями, а также помогает пользователям понять, как они получают рекомендации.
Владельцы онлайн-платформ и приложений также должны ясно объяснить принципы работы своих алгоритмов и обработку данных. В случае невыполнения требований закона, Роскомнадзор имеет право вмешаться и применить соответствующие меры к платформам, не соответствующим стандартам прозрачности и правилам.
Ряд компаний, таких как, например, «Яндекс», уже предприняли шаги для соответствия новому закону, предоставляя пользовательскую информацию о своих рекомендательных сервисах «Алиса», «Яндекс.Музыка» и «Кинопоиск». Компании использовали специальные тесты и методики, чтобы предотвратить предвзятость и обеспечить беспристрастность в своих рекомендательных алгоритмах.
Например, «Яндекс» учитывает множество факторов, включая историю запросов, клики на ссылки, время, проведенное на странице, а также устройство, геолокацию, cookie-файлы и язык запросов. «Кинопоиск» основывает свои рекомендации на истории поиска, оценках и добавлении фильмов в коллекции пользователей.
Напомним, что ранее сервис «VK знакомства» начал тестировать гид по безопасным знакомствам.