18 октября в Музее Москвы завершился фестиваль «Неделя высокой моды в спорте: Эллада 3.0. Арена трендов», который за три года превратился из локального проекта в крупнейшее в стране событие, объединяющее дизайнеров, спортсменов, деятелей искусства и культуры. Два дня музей жил в ритме моды и спорта: на подиуме выступали мастера, спортсмены, артисты, создавая настоящие перформансы. В мероприятии приняли участие более 50 дизайнеров из 15 регионов России, от Москвы до Владивостока.
Одной из центральных частей фестиваля стал финал грантового конкурса дизайнеров спортивной одежды. Победительницей конкурса стала Ирина Нейжмак из Санкт-Петербурга, получившая грант в размере 1 миллиона рублей на развитие собственного бренда. Её коллекция сочетала эстетику фигурного катания и академической пластики, подчеркивая, что костюм в спорте — это не просто одежда, а инструмент повествования и самовыражения.
Жюри конкурса возглавила знаменитая художница по костюмам Марина Гогуа, автор сценических образов для Алины Кабаевой, Евгении Канаевой и сестёр Авериных. Основным критерием ее оценки стали не техника исполнения, а выразительность и характер коллекции.
«Мы искали не просто красиво сшитый костюм, а личное высказывание. В работе Ирины Нейжмак чувствуется глубокое понимание тела спортсмена и гармония между эстетикой и функциональностью. Это живая работа, в ней есть душа — а это редкость», - подчеркнула Мариана Гогуа, объясняя выбор победителя.
В состав экспертного совета также вошли историк моды Ольга Парле, дизайнеры Татьяна Гунина, Алёна Куклычёва, Ирина Грачева, художница Александра Гапанович, продюсер и модельер Мария Осипова-Багмет и балетный дизайнер Ольга Лысова.
Одной из самых посещаемых локаций стала выставка «Эстетика спорта: костюм, искусство, память», куратором которой выступила Ольга Парле. Экспозиция показала спортивную форму как часть спектакля, подчеркивая её роль в создании уверенности спортсмена и восприятии публикой. В экспозиции были представлены как исторические костюмы советских гимнасток и фигуристок, так и современные 3D-модели, созданные с помощью нейросетей.
«Мы впервые рассматриваем костюм в комплексе с эстетикой тела, — отметила Парле. — Он не просто украшает, а помогает, усиливает, вдохновляет. Иногда именно правильный костюм решает судьбу выступления».
В деловой программе фестиваля прошло несколько десятков мероприятий — мастер-классов, встреч и дискуссий. Дизайнеры Алёна Куклычёва и Мария Осипова-Багмет презентовали проект «Высокая мода в спорте», профессиональное сообщество, которое помогает начинающим авторам выстраивать карьеру.
«Мы создаём не просто площадку для показов, а систему поддержки, — указала Алёна Куклычёва. — Дизайнер должен не только уметь шить, но и понимать, как монетизировать своё творчество. Это целая новая профессия».
Панельная дискуссия «Запрет страз: свобода выражения или ограничение творчества?» собрала олимпийскую чемпионку Александру Пацкевич, тренера ЦСКА Алсу Давлетшину и ведущих дизайнеров. Участники обсудили, что костюм — это инструмент самовыражения, влияющий на мотивацию и результат спортсмена.
«Костюм — это инструмент самовыражения, — отметила Алсу Давлетшина. — Любая гимнастка мечтает выйти на ковёр в красивом наряде и почувствовать себя принцессой. Это огромная мотивация и часть пути к успеху».
Особое внимание уделялось новым технологиям. Художница и медиатеоретик Алёна Казначеева в лекции «Оракул нейросети» продемонстрировала, как искусственный интеллект помогает создавать 3D-модели костюмов, превращая идеи дизайнеров в реальный продукт. Посетители смогли на интерактивных панелях создавать собственные эскизы, что стало уникальной образовательной практикой.
Второй день фестиваля был посвящён устойчивому производству и апсайклингу. Дизайнер Мария Осипова-Багмет провела интерактив «Перерождение Химеры», демонстрируя, как старые вещи превращаются в арт-объекты. Она подчеркнула, что переосмысление и вторичное использование материалов — важный элемент современной моды и экологичной практики.
Каждый вечер музей превращался в театр: показы проходили в пространстве, стилизованном под античную арену. Свет, музыка и пластика создавали эффект живого спектакля. Первый день открыл показ клуба «Высокая мода в спорте» совместно со скульптором Серафимом Малаховым с коллекцией «Антик», где ткань, тело и свет сливались в единую динамику. Затем последовали коммерческие показы «Новые горизонты олимпийской моды», демонстрирующие технологичность и выразительность спортивной одежды будущего.
Финальный вечер завершился шоу-показом «Занавес Олимпа», на котором выступили гимнастки ЦСКА Таисия Крылова, Ева Юсупова, Полина Строева, Анна Бенера, Дарья Туманова, Алиса Черкасова, спортсменки Федерации синхронного плавания Елизавета Брэнер и Мария Башкатова, а также солистки Большого театра Мария Кошкарева и Анастасия Смирнова. Финальный номер украсила вице-чемпионка мира по современному пятиборью Елизавета Рохлова.
Все выступление представляло собой настоящее шоу о движении, в котором балет, гимнастика и спорт высших достижений соединились в одно целое. Музыкальное сопровождение обеспечили творческие коллективы и исполнители Боронина, My Emmie (Эммануэль Турецкая), Александр Филин и юная певица Стефания Ростовцева.
«Таких мероприятий не хватает. Здесь соединились мода, спорт и вдохновение. Это феерия вкуса и жизни призналась», - призналась певица Боронина.
Серебряный призёр Олимпийских игр по академической гребле Василиса Степанова отметила, что мероприятие закладывает новую ступень для российского дизайнерского движения.
«Это первая ступень большого пути. Думаю, с каждым годом дизайнеров и участников будет больше — а это вдохновит новое поколение детей заниматься эстетическими видами спорта», - подчеркнула спортсменка.
Блогер Мария Третьякова рассказала о семейной связи с российской спортивной модой, отметив, что ее мама шила костюмы для олимпийских чемпионов Белоусовой и Протопопова.
«Я счастлива быть здесь, чувствовать преемственность и любовь к спорту», - подытожила инфлюенсер.
В свою очередь народный артист России Сергей Филин подчеркнул эстетическую ценность показа.
«Я прожил жизнь в костюмах и могу сказать точно — сегодня я восхищён. Потрясающая палитра красок, ткани, камни, стразы — всё это звучит тонко и изысканно. Здесь создают то, что нужно нашим спортсменам и зрителям», - отметил Сергей Филин.
Олимпийская призёрка Евгения Медведева заявила, что спортивный костюм является языком эмоций и помогает спортсмену выразить характер и историю своего выступления.
«В нём соединяются музыка, хореография и характер — без этого не бывает настоящего искусства на льду», - подчеркнула спортсменка.