Исполком Международного олимпийского комитета (МОК) сообщил Международной боксерской ассоциации (IBA) о намерении исключить бокс из программы летних Олимпийских игр 2024 года в Париже на том основании, что организация, контролирующая бокс во всем мире, «встала на путь откровенной конфронтации с международным олимпийским движением».
Поводом для такого заявления послужила обнародованная в минувшем декабре новость о пролонгировании спонсорского контракта между возглавляемой россиянином Умаром Кремлевым IBA и российской госкорпорацией «Газпром», являющейся главным и, по сути, единственным источником притока финансовых средств для боксеров.
Еще одной причиной непопулярного решения об исключении бокса из программы Игр стало недавнее заявление Кремлева о том, что боксеры, судьи и другие специалисты из национальных федераций, входящих в состав IBA (организация объединяет около 200 стран), не будут принимать участие в спортивных мероприятиях, в организации и проведении которых не будет задействована Международная боксерская ассоциация.
Статья по теме: Умар Кремлев: В случае исключения бокса из программы Олимпиады молчать никто не будет
Поскольку IBA из-за серьезных проблем с руководством, финансовых трудностей и многочисленных судейских скандалов с 2019 года лишена олимпийской лицензии, проведением боксерского турнира в Париже, как и квалификационного отбора к нему, должна была заниматься специально созданная группа МОК, под руководством которой, в частности, прошли олимпийские старты боксеров в Токио-2020.
Однако в ситуации проанонсированного Умаром Кремлевым запрета, проведение турнира в Париже-2024 становится невозможным – IBA полностью контролирует любительский или как его называли в последнее десятилетие, олимпийский бокс, и неподконтрольных этой организации спортсменов и специалистов в мире просто нет.
Нежелание обеих сторон конфликта искать компромисс, похоже, ставит точку во впервые прозвучавшем чуть более четырех лет назад вопросе об олимпийском будущем бокса. Тогда, в конце 2018 года, боксеры, вопреки рекомендациям руководителей МОК, избрали своим президентом представителя Узбекистана Гафура Рахимова, который входил в санкционный список минфина США как член преступного сообщества.
Накануне выборов Бах- сотоварищи предупредили IBA (тогда организация называлась AIBA), что в случае избрания Рахимова бокс может потерять место в олимпийской программе, однако боксеры посчитали эти попытки МОК повлиять на их выбор грубым вмешательством в дела своей организации и проголосовали за узбекистанца.
Правда позже, когда выяснилось, что предупреждения со стороны МОК были не просто словами, Рахимову пришлось сначала временно, а спустя несколько месяцев и навсегда покинуть пост президента. Однако в руководстве IBA, считают в МОК, остались люди, которые способствовали приходу узбекистанца к власти и изначально его полностью поддерживали. Исполком МОК в июне 2019 года лишил ассоциацию боксеров олимпийской лицензии, назвав основными причинами этого решения проблемы в руководстве, финансовые трудности и неспособность организовать прозрачную и понятную всем систему судейства соревнований.
В конце 2020 года Кремлев, на нежелательность нахождения которого у власти неоднократно говорили Томас Бах и члены исполкома МОК, был избран президентом IBA, а в мае 2022 года переизбран на новый срок. При этом конфликт с Международным олимпийским движением не только не был разрешен, но даже усугубился.
Статья по теме: Наш человек все может в IBA или почему Умар Кремлев не боится МОК
Вопреки рекомендациям МОК, в начале ноября прошлого года IBA волевым решением отменила запрет на участие в международных стартах для российских и белорусских боксеров, при этом разрешив им использовать национальную атрибутику, выходить на ринг под флагом и под гимн страны. Не прислушались Кремлев и его команда и к рекомендациям МОК об отказе от спонсорства со стороны «Газпрома». Благодаря компании IBA не только погасила все долги, оставшиеся от прежнего руководства, но и может сегодня работать без оглядки на финансы.
Очевидно, последней каплей в чаше терпения МОК стали неоднократные заявления президента боксерской ассоциации о том, что у боксеров свой путь и они вполне могут обойтись без Олимпийских игр. Такой демарш Кремлева не нашел полного взаимопонимания даже внутри возглавляемой им организации, где представители нескольких национальных федераций, включая США, выступили с заявлениями о приверженности олимпийским идеалам.
Олимпийское будущее бокса практически предрешено – в программу Игр-2028 этот один из старейших видов единоборств не вошел изначально, а проведение боксерского турнира в Париже, судя по развитию событий, становится невозможным. Единственный шанс для боксеров выступить на ближайших летних Играх появится лишь в том случае, если в ближайшее время в МОК или в IBA случатся кардинальные перемены. Но рассчитывать на это сегодня вряд ли приходится.