В последние годы российский футбол сталкивается с рядом системных проблем, которые негативно сказываются на его развитии и популярности. Одним из них стало введение системы Fan ID. Почему, объясняет эксперт.
Эта инициатива вызвала широкий резонанс и стала предметом обсуждения среди экспертов, болельщиков и руководства футбольных организаций. Но каким образом введение Fan ID повлияло на системный кризис российского футбола?
В беседе с ИА RuNews24.ru Андрей Малыгин, заведующий кафедрой спортивного маркетинга факультета спорта Университета «Синергия», к.э.н., доцент отметил, что идея введения Fan ID в турнире РПЛ возникла на основе вполне успешного опыта, полученного во время ЧМ-2018 года.
Напомним, Fan ID — это идентификационный документ болельщика, который должен был обеспечить безопасность на стадионах, снизить уровень фанатских конфликтов и предотвратить проникновение на матчи лиц, находящихся в санкционных списках или ранее нарушавших правила поведения. В России система была внедрена в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года и продолжила действовать после его завершения.
Именно тогда десятки тысяч зарубежных болельщиков могли воспользоваться многочисленными возможностями, облегчившими им нахождение в России. Организаторы при этом повысили степень контроля за большими массами постоянно перемещающихся людей, тем самым подняв эффективность crowd management.
«Но инициатива футбольных функционеров по использованию Fan ID для посещения матчей РПЛ натолкнулась на жесткое неприятие со стороны болельщиков. Тому есть ряд причин. В основе первой из них лежит распространенная социальная фобия в отношении растущего тотального цифрового контроля государства за обществом. Именно так расценили фанаты практически всех клубов РПЛ карту болельщика. Возмущало то, что карта могла быть аннулирована без объяснения причин, даже за намерения совершить нарушение. Вторая причина и главная ошибка инициаторов заключалась в том, что новая Fan ID сулила существенно меньшие выгоды ее обладателям по сравнению с ЧМ-2018», - подчеркнул собеседник издания.
Бойкот карты болельщика привел к снижению и так далеко не идеальной посещаемости матчей РПЛ (30-40%), а значит, к ухудшению эмоциональной атмосферы на стадионах, и что самое главное – к падению доходов футбольных клубов, добавил эксперт.
Например, средняя посещаемость в сезоне 2023/24 составила 10 966 зрителей за матч против 16 818 в сезоне 2018/19 (до введения Fan ID). Это соответствует снижению на 34,5%. В марте 2023 года матч «Торпедо» — «Урал» посетили 207 зрителей, что является худшим показателем лиги за 8 лет. А «Спартак» в 2024 году собрал на матче с «Уралом» лишь 4 281 зрителя при вместимости стадиона 45 тыс. мест.
«Введение Fan ID стало причиной системного кризиса для российского футбола, оттолкнувшим массовую аудиторию и уничтожившим культуру активной поддержки. Несмотря на медленный рост посещаемости в 2024 году, восстановление докризисных показателей невозможно без диалога с фанатами и пересмотра механизмов работы карты», - заключил Андрей Малыгин.