Приходя на концерт любимого исполнителя, мы часто можем забывать, что даже увеселительные мероприятия регулируются законодательством. И важно помнить, какими правовыми актами описываются отношения между организатором и зрителем, чтобы в случае спорной ситуации знать свои права.
В эксклюзивном интервью для ИА RuNews24.ru Антон Палюлин, преподаватель кафедры юридических и социально-гуманитарных дисциплин университета «Синергия» и владелец юридического бюро «Палюлин и партнёры», рассказал о законах, которые регулируют упомянутые отношения.
«В первую очередь важно отметить, что отношения между зрителем (как потребителем услуг) и организатором концерта (или самим артистом) регулируются нормами гражданского законодательства и закона о защите прав потребителей (ЗоЗПП). В частности, согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), исполнитель обязуется оказать оплаченные услуги, которые должны предоставляться в соответствии с условиями договора (ч. 1 ст. 4 ЗоЗПП), либо в качестве, соответствующем обычно предъявляемым требованиям, если в договоре прямо не указано качество оказываемых услуг (ч. 2 ст. 4 ЗоЗПП)», — отметил юрист.
Собеседник редакции подчеркнул, что обычным качеством является, в том числе состоявшееся выступление артиста с соблюдением заявленной программы, с характерным для него качеством вокала и эмоциональной подачей; время начала и завершения концерта; условия для зрителей (возможность посетить туалет, наличие кондиционеров/обогревателей и сидений); исправное звуковое и осветительное оборудование.
«Стоит обратить отдельное внимание на то, что, если артист выступил, но вам не понравилось его выступление, стоимость билета организаторы возмещать не обязаны», — отметил эксперт. (Конечно же, речь о случаях, когда выполнены все обязательства по договору.)
Юрист пояснил, что согласно абз. 4 и 5 п. 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 № 1-П «По делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 779 и п. 1 ст. 781 ГК РФ», результат оказываемых услуг не всегда достижим, в том числе в силу объективных причин.
«Тем более сложно оценить результат в виде эстетического удовольствия. В этом случае многое зависит от готовности продюсера защищать репутацию артиста: в следующий раз на его выступление могут просто не прийти», — подытожил юрист Антон Палюлин.