28 июня Госдума одобрила возвращение трудового воспитания в школы. Парламент принял в первом чтении документ, согласно которому в перечне обязанностей учащегося общеобразовательного учреждения закрепляется участие в общественно-полезном труде, предусмотренном образовательной программой, с учётом возрастных и психофизических особенностей.
Депутат Госдумы VIII созыва (фракция КПРФ), первый заместитель председателя комитета по науке и высшему образованию Олег Николаевич Смолин разъяснил RuNews24.ru детали законодательной инициативы и пояснил, кого и каким образом она коснётся.
Отметим, что авторами инициативы выступили депутаты всех фракций Госдумы, и Смолин – один из них. Отвечая на вопрос, какие результаты должна принести инициатива, и когда именно, Смолин ответил, что мгновенного эффекта в образовании не бывает.
«Для того, чтобы ребёнок получил школьное образование, требуется 11 лет. Через какое время мы почувствуем эффект от введения трудового воспитания, сказать трудно, но ясно, что в следующем году этого эффекта точно не будет. Согласно классической теории Гегеля, человек – это единство разума, чувства и воли. И воля формируется, как правило, спортом, либо трудом. Когда-то из школьной программы был практически исключён труд, и мы получили поколение людей, которые больше склонны к потреблению, чем к созиданию. Это не нормально. Если все будут потреблять, непонятно, кто будет создавать. Мы убеждены, что без умения трудиться, полноценную личность сформировать нельзя», - сказал Олег Николаевич.
Говоря о трудовом воспитание в школах, сразу же вспоминается летняя практика, уборка класса после уроков и другие активности. Олег Смолин, как один из автора законопроекта, настаивает на том, что речь идет об интересной и разнообразной деятельности.
«Закон предполагает не только трудовое воспитание в пределах образовательной программы, но и волонтёрскую работу. Поэтому труд может быть разным. Важно, чтобы это был именно труд. В моей коррекционной школе в городе Омске, где я учился, ребят с инвалидностью по зрению учили не только сажать растения, заниматься «слесаркой, столяркой», не только помогать в строительстве нового здания школы, но и, например, на уроках физики учили паять, разбирать/собирать выключатели, электророзетки, поэтому ребята из такой школы выходили подготовленными к жизни. Трудовое воспитание в своих задачах имеет в том числе и подготовку человека к жизни. Надо понимать, что высококвалифицированная физическая работа – это такое же важное качество для человека, как и умственная работа. Обе деятельности ценны как для человека, так и для общества», - подчеркнул депутат.
Законодательному проекту еще предстоит изменение, ожидается внесение правок, дополнений и обсуждение документа. Олег Смолин хотел бы сделать два предложения: «Я бы отметил, что трудовое воспитание может быть в том числе производственным. В России существует Макаренковское движение. Как правило, это сельские школы, где ребята успешно сочетают учёбу и работу на участках: кто-то учится заводить трактор, кто-то комбайн, другие выполняют ещё какие-либо работы по собственному обеспечению в школах. Вторая поправка с виду противоположного свойства. Дело в том, что в принятой в первом чтении редакции предполагается исключить из закона фразу, согласно которой не допускается привлечение детей к труду, не предусмотренному образовательной программой. Вот эту фразу предлагается исключить, но я бы этого не делал. Потому что в другом месте написано, что трудовое воспитание должно быть предусмотрено образовательной программой. У нас при обсуждении один из депутатов высказал сомнение, задав вопрос, не приведёт ли это к тому, что школьники будут строить дачи декораторам. Никогда с таким не сталкивался. Школа не армия, а директор – не полковник. Но для того, чтобы снять некую настороженность родительского сообщества, я бы эту норма из закона убирать не стал бы», - подытожил наш собеседник.