Буллинг в школе — это проблема, с которой сталкиваются многие образовательные учреждения. Он проявляется в виде физического и психологического насилия, угроз, унижений и побоев. Буллинг может возникать между группами агрессоров, свидетелей и жертв, которые не способны защитить себя.
Лилия Шувалова, старший преподаватель кафедры киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта университета «Синергия», член Федерации психологов образования России, в эксклюзивной беседе с корреспондентом RuNews24.ru рассказала о причинах буллинга и о том, как можно помочь ребенку, если он стал жертвой агрессии в школе.
«Целью буллинга в школе может являться желание ребенка продемонстрировать свои авторитет и значимость, самоутвердиться за счет более слабого члена коллектива или зависть. Так, например, плохо учащиеся дети могут начать травить отличников, считая их «зубрилами», «зазнайками» или «ботанами». Обесценивая чужие достижения в учебе, отстающие ученики борются с ощущением собственной неполноценности. Или дети из менее социально благополучных семей могут начать травить более обеспеченных одноклассников, умышленно портить или отбирать у них вещи, которые не могут позволить себе приобрести их семьи. Часто из-за слабо развитых коммуникативных навыков и недостаточного опыта социального взаимодействия дети предпочитают добиваться от других желаемого силой или угрозой ее применения», — делится опытом эксперт.
По словам психолога Шуваловой, сам буллер может быть жертвой регулярных физических, психологических или моральных истязаний в семье. Тогда его агрессивное по отношению к окружающим поведение является попыткой психики защитить себя и осуществить перенос всей накопившейся на обидчиков злости на того, кто точно не сможет ответить. Иногда через агрессию школьник отчаянно пытается привлечь внимание к своей персоне, не имея более социально приемлемых средств для этого. Например, достижений в учебе, спорте или творчестве. И у жертв травли, и у самих буллеров самооценка — это слабое место. В их личностях слабо сформировано «внутреннее я».
«Дети охотно подвергают групповой травле и буллингу неопрятно одетых или плохо пахнущих одноклассников. Немытые волосы или грязная одежда могут послужить невербальным сигналом к групповому нападению на «чухана». И самое страшное, что нечистоплотность, являющаяся мощным триггером, часто не одобряется и высмеивается учителями, которые этим как бы дают негласное разрешение буллерам травить ребенка, который почему-то не приобрел необходимые гигиенические навыки», — отметила собеседница издания.
Кроме того, часто в школе дети в силу особенностей характера или личностного развития оказываются лишены возможности вступать в конструктивное общение с членами своей группы и подвергаются буллингу из-за особенностей внешности, поведения или даже социального или этнического происхождения. При этом жертва агрессии зачастую пытается неукоснительно следовать формальным нормам и правилам поведения в детском коллективе, который подвергает ее травле.
«Зачастую это вызывает у ребенка, ставшего объектом агрессии, противоречивую гамму чувств, нервное напряжение и высокую тревожность. Особенно если у него что-то отобрали или испортили, применив физическую силу. Когда случается что-то, что в детском сознании является табуированной формой взаимодействия, это может оставить неизгладимый травмирующий след в детской психике», — добавила Шувалова.
Психолог подытожила, что ни в коем случае нельзя оставлять ребенка наедине с этой проблемой, ведь на протяжении всего школьного периода ребенок часто не обладает достаточными когнитивными и морально-волевыми ресурсами, чтобы самостоятельно защититься от буллинга. Вопреки расхожему заблуждению, травля не только не закаляет характер, но, наоборот, ломает детскую психику.
«Всем жертвам буллинга обязательно необходима квалифицированная психологическая помощь. Но, к сожалению, институт школьных психологов появился в России относительно недавно. Да и в целом культура обращения за профессиональной психологической помощью в нашей стране пока еще только формируется», — подчеркнула спикер.