Интервью28.12.2023 - 11:00

Три вопроса про Деда Мороза: психолог объяснила, как разговаривать с детьми о зимнем волшебнике

Каждый из нас помнит истории из детства, когда мама с папой обещали передать Деду Морозу пожелания о подарке. И многие из нас уже своим детям предлагали передать пожелания зимнему волшебнику.

Фото: из открытых источников

Однако рано или поздно наступает момент, когда ребёнок начинает догадываться, что за подарки на самом деле отвечают родители. О том, что делать в подобной ситуации, специально для RuNews24.ru рассказала психолог, ACT-терапевт “Leoni” Анастасия Еронина.

 

– Как объяснить ребёнку феномен «Деда Мороза»?

– Феномен Деда Мороза существует в различных культурах. В других странах наш привычный Дед Мороз меняет своё имя, внешний вид и место жительство, однако одно остаётся неизменным: в канун Нового года (или Рождества – ред.) Дед Мороз спускается на землю, чтобы поздравить детей и взрослых с приближающимися праздниками.

Для ребенка Дед Мороз – это образ идеального родителя, всесильного и справедливого. Ребёнок без труда поверит в то, что существует Дед Мороз, который живёт в Лапландии, Великом Устюге или на Аляске, родителям только необходимо подробно изучить легенду дедушки, чтобы суметь ответить на возникающие вопросы. Всё остальное за вас сделает массовая культура: многообразие новогодних фильмов и мультфильмов, сладкие подарки в магазинах, детские утренники, аниматоры и ящик для писем Деду Морозу на почте России. Взрослые создали множество удивительных вещей, чтобы поддерживать миф о Деде Морозе.

Обычно дети верят в Деда Мороза примерно до 10 лет, но уже в возрасте 6-7 лет у них возникает много вопросов о его существовании. Именно в этом возрасте у детей активно развивается критическое мышление. Дети анализируют информацию и соотносят её с действительностью, они проверяют миф на прочность.

Например, ребёнок, который раньше делился с родителями тем, что именно он попросил у Деда Мороза, может начать утаивать информацию, чтобы проверить, а не замешаны ли в подготовке подарка родители. Сосед, который раньше выполнял роль Деда Мороза на домашнем празднике и не вызывал подозрений, теперь поддаётся сомнениям: “А почему у Деда Мороза голос как у дяди Саши” - может спросить ребёнок в разгар весёлого праздника. Поэтому, если родители хотят сохранить историю со сказочным дедушкой, им необходимо прикладывать больше усилий.

 

– Как наличие или отсутствие Деда Мороза влияет на жизнь ребёнка?

– На самом деле нет исследований, которые бы говорили, что дети, которые верили в Деда Мороза, чувствуют себя счастливыми, а которые не верили - несчастными.

Однако написание письма Деду Морозу, посещение утренников, чтение сказочных историй, просмотр мультфильмов, встреча Деда Мороза у себя дома и фотографии под ёлочкой - это отличные семейные традиции, которые сближают всех членов семьи и делают отношения теплее. Вера в чудо - это то, как можно охарактеризовать детство, а наличие сказочного дедушки добавляет в жизнь ярких эмоций от ожидания и предвкушения праздника.

 

– Что говорить: существует он или нет?

– Однозначного ответа на этот вопрос нет. Родители самостоятельно принимают решение, стоит ли сообщать ребёнку о существовании Деда Мороза. Это зависит от их ценностей и ориентиров: кто-то хочет привнести в праздник дополнительный символ доброты и исполнения желаний, а кто-то считает, что куда важнее быть честным с ребёнком и не создавать у него дополнительных иллюзий.

Для того чтобы коллективный заговор взрослых сработал, важно, чтобы в нём участвовали все. Однако это не всегда возможно, кто-нибудь из сверстников вашего ребёнка обязательно будет утверждать обратное. Для ребёнка это отличный способ попрактиковаться в дискуссии и научиться отстаивать своё мнение. Если после общения со сверстником ребёнок приходит к вам с вопросом: “А почему Ваня сегодня говорил, что Деда Мороза не существует?”, то стоит обсудить с ним, почему Ваня может так думать. Не стоит высказывать слишком категоричное мнение и настаивать на нём, лучше поделиться с ребёнком своим опытом, вспомнить семейные традиции и спросить ребёнка, что он думает об этой ситуации.

 

Реклама