Общество28.09.2024 - 11:10

Ученые РАН проанализировали, как Россия представлена в учебниках истории стран СНГ

Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) провел исследование под руководством доктора наук Владимира Аваткова, посвященное образу России в учебниках истории стран Ближнего и постсоветского Востока, а также Китая.

Фото: из открытых источников

Результаты показали, что в учебниках постсоветского пространства Россия изображается как колониальное государство, угнетающее народы на присоединенных территориях, что негативно сказалось на их культуре.

Младший научный сотрудник ИНИОН РАН Разиль Гузаеров рассказал РБК, что описание вклада России в развитие этих стран минимальное. Исследователи подчеркивают, что распространение ложных и искаженных событий в истории формирует негативное отношение к России, что в будущем может привести к росту ксенофобии и русофобии.

Например, авторы казахских учебников для восьмых классов рассматривают Российскую империю, как страну, которая использовала территорию Казахстана в своих военных и экономических интересах. В учебниках говорится, что политика «военно-колониальной экспансии» стала основным инструментом, позволяющим России устанавливать контроль над новыми регионами, эксплуатировать их ресурсы и управлять местным населением.

В учебнике для вузов критикуется политика советской власти, особенно в отношении голода 1921 года, который стал следствием неурожая и засухи. Авторы отмечают, что продразверстка, охватившая все сельхозпродукты, воспринималась местными жителями как грабеж, что способствовало росту недовольства. Голод оказал тяжелое влияние на населения Казахстана, вызвав массовые бунты и приводя к значительным человеческим потерям. По данным авторов, к 1921 году численность населения региона сократилась более чем на 2 млн человек по сравнению с 1914 годом.

Установление советской власти в Азербайджане в учебниках истории описано как «военное вторжение». Говорится, что процесс происходил на фоне поддержки так называемых «предательских сил», которые способствовали приходу советской власти.

В базовом пособии по истории для Академии МВД Узбекистана период присоединения Средней Азии квалифицируется как насильственное завоевание. Авторы подчеркивают, что этот процесс сопровождался военными действиями и подавлением местного населения, что привело к значительным изменениям в социально-экономической и культурной жизни региона.

По данным ИНИОН, в учебниках Киргизии и Таджикистана описывается положительное влияние России и период СССР не воспринимается как негативный. В учебниках Израиля Российская империя и Советский Союз описываются как антисемитские государства, при этом игнорируются позитивные аспекты отношений между Израилем и СССР, особенно в контексте формирования еврейского государства.

Константин Затулин, первый заместитель главы комитета Госдумы по делам СНГ, выразил обеспокоенность по поводу трактовки истории России в зарубежных учебниках. По его мнению, Минпросвещения и МИД Росии должны отреагировать на это.

Ранее писали, как в Армении дурят молодежь в русофобских учебниках истории.

 

Реклама