Общество28.09.2023 - 11:59

Директор Общероссийского движения за права курильщиков назвал три проблемы антитабачного закона

Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», получивший упрощенное неофициальное название «антитабачный закон», был принят летом 2013 года. За 10 лет документ неоднократно обновлялся, изменялся подход общества к проблеме табакокурения, и сегодня, спустя внушительный период, прошедший после принятия закона, можно сделать определённые выводы, в каким результатам он привел.

Фото: zelenodolsk.bezformatа

Мы попросили дать оценку действующему в РФ антитабачному закону исполнительного директора Общероссийского движения за права курильщиков Андрея Лоскутова. В эксклюзивной беседе c ИА RuNews24.ru Андрей Иосифович рассказал, какие положения закона оказались эффективны, а какие не сработали или сработали не так, как планировалось.

 «Главной проблемой этого законопроекта стало то, что он принимался исходя из общей идеи, чтобы все были здоровы. Люди, у которых эта правильная мысль была, они этот закон написали, не спрашивая всех остальных, и поэтому получился закон в рамках одной идеи. Мы все граждане и нас хотят видеть законопослушными, но для того, чтобы мы были законопослушными, нам нужны законы общественного согласия. Такой закон, с которым согласны все. Вот этого не случилось», - отметил Андрей Иосифович.

Собеседник посетовал на то, что в нашей стране половина взрослого населения курящая, а вторая некурящая (по данным ВЦИОМ от 2022 года курят 47% мужчин и 21% женщин – прим.ред.), а законопроект создавался только в угоду последних.

«Уж не помню сколько в законе повторяются слова «запретить» и «ограничить», а слово «разрешить» всего-то, по-моему, два раза повторяется», - говорит Лоскутов.

По словам исполнительного директора Общероссийского движения за права курильщиков, законопроект помог отказаться от курения только 10 процентам курящих. Запретительный закон стал для этих людей своеобразным «пинком», которого им всегда не хватало.

«Что же стало с другими? И это вопрос, на который создатели этого закона отвечать не хотят, потому что этот ответ будет не в их пользу», - подчеркнул Лоскутов.

Эксперт подчеркнул, что считает, что законопроект 2013 года вызвал три основные проблемы.

«Первое — это ответ рынка, против которого этот закон играл. То есть запретили один продукт, появлялся другой и так далее. Этот закон запустил гонку запретов и обходов этих запретов: «вы запретили курить сигареты, тогда мы будем курить то, что сигаретами не является», так и появляются всевозможные виды электронных сигарет, которые завоёвывают рынок и прежде всего в той части, где молодёжь», - указывает на проблему Лоскутов.

Второй проблемой стало исключительно запретительная направленность закона.  

«Нужно дать взрослым, серьёзным, ответственным людям, которые сами выбирают курение, как привычку спокойно докуривать (можно на них влиять и что-то доказывать). В том числе дать им докурить до естественного конца. Курильщики точно так же выбывают из жизни, как и некурильщики. Их становится меньше, потому что они уходят. Этим людям дайте спокойно и достойно делать, то, что легально продаётся на рынке и что они покупают на честно заработанные деньги. Но при этом нужно максимально высоко поднять барьер между табаком и подрастающим поколением. То есть одни спокойно докуривают, а следующие просто к нему не приходят. И на наш взгляд, за 10-15 лет мы бы смогли серьёзно понизить число курильщиков», - говорит Андрей Иосифович.

И третья проблема, которую обозначил спикер – это понижение возраста «первого прикосновения к табаку» среди подрастающего поколения.  

«Когда в 2013 году закон принимался, по опросам ВЦИОМа «первое прикосновение» подростков к табаку происходило в среднем в 13 лет. Просто поинтересоваться. Мы все были в этом возрасте и всем нам хотелось запретного. Интересно, что сейчас по тому же ВЦИОМу мы знаем, что подростки пробуют табак в среднем в 11,5 лет (По данным Минздрава, россияне в среднем начинают курить табак в 17-19 лет, а употреблять другие никотинсодержащие изделия — в 12-15 лет – прим.ред.). А всё почему? Казалось бы, столько информации, которая критикует табакокурение, а желание только увеличилось. Вот на этот вопрос нужен ответ», - сетует Лоскутов.

Андрей Иосифович уверен, что причиной понижения возраста стала именно усиленная борьба, которая увеличила интерес к продукту.  

«А теперь мы начинаем бороться с подростками, которые попробовали уже не сигареты, а более совершенные табачные продукты, которые родились потому что начали бороться с традиционным табакокурением. Запуск этого механизма привёл к тому, что началось соревнование продуктов и самое главное – объектом соревнования стало подрастающие поколение», - подытожил он.

 

Реклама