Общество27.08.2024 - 10:34

Чудеса на виражах: виртуальные авиагонки выходят на новый уровень

18 августа в честь Дня воздушного флота России Discord-сообщество «Виртуальный пилот» совместно с Межконтинентальной киберспортивной лигой при поддержке Федерации компьютерного спорта города Москвы провели финальное соревнование по виртуальным авиационным гонкам «ВИРАЖ» на базе процедурного авиасимулятора Digital Combat Simulator World, созданного компанией Eagle Dynamics.

Фото: из открытых источников

Соревнования впервые были включены в Единый календарный план физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятий города Москвы. До финала участники соревнований в период с 22 июля по 16 августа прошли этапы тренировок и квалификаций на специально для этого предоставленных организаторами серверах. О том, какую пользу принесут городу виртуальные авиагонки, редакции RuNews24.ru рассказали эксперты.

По словам заведующей кафедрой киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта Университета «Синергия», ведущего российского исследователя цифровых и интеллектуальных видов спорта Елены Скаржинской, подобные мероприятия полезны уже тем, что повышают интерес общества, прежде всего молодежи, к цифровым видам спорта, воздухоплаванию и беспилотным авиационным системам. Что, в свою очередь, должно помочь реализации нацпроекта «Беспилотные авиационные системы», запущенного в России в январе этого года.

«Реализация национального проекта «Беспилотные авиационные системы» существенно повысит уровень образовательных программ и поможет подготовить большое количество квалифицированных кадров. Благодаря нацпроекту и таким соревнованиями в стране появятся как операторы дронов, так и программисты, а также инженеры и другие специалисты. Однако сейчас, на мой взгляд, не менее важно изучать цифровые двойники инфраструктуры для БАС и образовательные метавселенные с технологиями искусственного интеллекта», — отметила ученая.

Кроме того, привлечение интереса к виртуальным авиасимуляторам важно еще и с точки зрения укрепления обороноспособности страны. Поскольку киберспортсмены в два раза быстрее осваивают управление дронами, особенно FPV-дронами, которые имеют двойное назначение: спортивные гонки дронов и при решении боевых задач в армии и силовых структурах, считает заведующий кафедрой Теории и методики компьютерного спорта, шахмат и цифровых технологий РУС «ГЦОЛИФК», кандидат педагогических наук Михаил Новоселов.

«Опыт реализации разработанной нами в РУС ГЦОЛИФК образовательной программы подготовки военнослужащих операторов беспилотных воздушных судов показал, что важны когнитивные способности и мелкая моторика», — рассказал он в беседе с корреспондентом RuNews24.ru.

В этом году исполняется 50 лет легендарному советскому спортивно-тренировочному самолету Як-52. Он стал единственным в мире учебно-тренировочным спортивно-пилотажным самолетом, на котором летчика можно обучить до уровня мастера спорта по высшему пилотажу буквально «с нуля». Не случайно партнером «ВиРАЖ» стала авиастроительная компания «Яковлев», рассказал виртуальный пилот с большим стажем, директор Межконтинентальной киберспортивной лиги, экс-президент федераций компьютерного спорта России и Москвы, ведущий российский эксперт в области компьютерного спорта Александр Горбаченко.

По его словам, поддержка со стороны производителей авиационной техники и профильных спортивных федераций стимулируют рост соревновательной активности в области авиационных симуляторов и интерес к ним со стороны любителей авиации. Виртуальная авиация имеет достаточно широкий охват аудитории по всему миру, в авиасимуляторы, разработанные в России, играет весь мир, и российские виртуальные пилоты по праву считаются лучшими в мире.

«Это важно не только с точки зрения конкретных соревнований. Поскольку авиация в нашей стране всегда была предметом национальной гордости. Массовое увлечение воздухоплаванием в 20-30-е годы прошлого века не только подарило нашей стране плеяду выдающихся авиаконструкторов, именами которых названы многие научные центры и конструкторские бюро, но и помогло одержать победу в Великой Отечественной войне. Ведь именно грезившие небом мальчишки 1920-30-х годов, мечтавшие стать «сталинскими соколами», в 1940-е стали летчиками-асами, защищавшими советское небо от немецко-фашистских захватчиков», — уверен Александр Горбаченко.

Во многом благодаря тому, что авиация была всегда предметом особой гордости в России, именно здесь были разработаны все лучшие мировые боевые авиасимуляторы — от самолетов Первой мировой до современной авиации. Их отличает высочайший уровень детализации физики полета, работы авионики и вооружения. Это фактически готовые тренажеры для пилотов отдельных типов самолетов вроде Як-52, добавляет эксперт.

«Авиасимуляторы дают игрокам расширенное представление о том, как устроена авиация, но они не являются основным инструментом обучения пилотов или операторов БПЛА. Скорее выступают как факультатив с уклоном в развлечение. Поэтому акцент стоит делать не на подготовку «водителей дронов», а на общую возможность использования симуляторов в технологическом и патриотическом воспитании, причем не только молодежи», считает руководитель киберспортивного направления Московского центра воспитательных практик, старший преподаватель кафедры компьютерного спорта Российского университета спорта «ГЦОЛИФК» и кафедры киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта Университета «Синергия» Максим Залилов.

В соревнованиях использовалась цифровая модель самолета Як-52, а это, на секундочку, целая легенда в авиации, можно сказать, что именно этот самолет дал (и до сих пор дает) дорогу в небо огромному количеству пилотов как в нашей стране, так и во многих других. Кстати, 8-го августа Як-52 исполняется 50 лет. Развить это направление можно с прицелом на то, что люди, увлекшись симуляторами, вполне себе могут со временем дойти и до реальных полетов.

По оценке директора центра спортивного программирования, алгоритмической робототехники, кибербезопасности и киберспорта Уфимского университета науки и технологий Святослава Пегова, «с развитием информационных технологий все больше технических видов спорта находят себя в электронной симуляции».

«Поэтому отрадно видеть, что такие электронные виды спорта официально признаются и поддерживаются. Развитие жанра виртуальных тренажеров позволит расширить аудиторию технических видов спорта и увеличит качество кадров при снижении стоимости их подготовки. С внедрением технологий электродвижения нас ждет новая эпоха освоения неба, все больше индустрий смогут позволить себе применение авиационных средств. И увеличившийся запрос на квалифицированные кадры в области беспилотных систем сможет удовлетворить развитая система спортивных электронных симуляторов», — заявил он.

Реклама