Выбор образовательной среды сильно влияет на формирование личности ребёнка. Виктория Боева, основатель сети билингвальных садов и школ Discovery, уверена, что именно школа часто закладывает основы эмоционального состояния и мотивации к учёбе. Родителям важно вовремя заметить тревожные сигналы, указывающие на то, что образовательная среда не подходит ребёнку.
Она отметила, что среди очевидных признаков проблем можно выделить потерю интереса к учёбе, недостаток поддержки педагогов или случаи травли. Однако есть и менее заметные, но не менее важные индикаторы.
Боева сказала в беседе с life.ru, что частые головные боли, хроническая усталость, проблемы со сном и повышенная тревожность перед школой могут быть связаны со стрессом и неблагоприятной атмосферой в классе. Если такие симптомы сохраняются долго, родителям стоит задуматься об условиях, в которых ребёнок проводит большую часть дня.
Особое внимание специалист уделяет соответствию учебной программы уровню подготовки ученика. Слишком сложные задания могут вызвать потерю уверенности, отставание и постоянный стресс. Слишком лёгкое обучение, напротив, может привести к скуке, снижению концентрации и утрате мотивации. Оптимальная учебная среда должна стимулировать развитие ребёнка, не перегружая его.
Боева подчёркивает значимость диалога между учеником и учителем. Если педагоги не учитывают вопросы, интересы и активность ребёнка, у него может сформироваться негативное отношение к своему мнению. Это, в свою очередь, может привести к безынициативности, заниженной самооценке и апатии.
Также важно, чтобы в школе были значимые взрослые, к которым ребёнок мог бы обратиться за поддержкой. Когда ни один педагог не становится для него авторитетом, ребёнок чувствует себя одиноким и отчуждённым. Доверительные отношения с учителями помогают ребёнку чувствовать себя в безопасности и мотивируют его.
Наконец, Боева отмечает важность совпадения ценностей, которые транслирует школа, с теми, что поддерживаются в семье. Если образовательное учреждение делает упор на дисциплину, конкуренцию и оценки, а дома поощряют любознательность и уважение к личности, ребёнок может испытывать внутренний конфликт. Это может привести к отчуждению от собственных чувств и ценностей.