Общество25.03.2025 - 07:36

Актерские факультеты в непрофильных вузах предлагают закрыть

Артистов для региональных театров будут готовить на целевых местах в ведущих вузах. В Москве нет мест, а в регионах востребованность огромная, отметил Князев.

Актерские факультеты в непрофильных вузах предлагают закрыть
Фото: Фото: Владимир Трефилов, источник: РИА Новости

Ректор Театрального института имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова, Народный артист России Евгений Князев рассказал, что почему в России случилось перепроизводство артистов.

Князев в интервью «Парламентской газете» отметил, что для человека, решившего посвятить себя театру, главное — осознанность, четкое принятие решения. В артисты отбирают по одаренности, так было всегда, ничего нового в правилах приема не появилось.

Театр появился в пятом веке до нашей эры, тогда его слово было очень важно и его боялись. Сейчас словом можно вылечить или ранить — и этому ребята должны учиться, считает ректор. В связи с этим он не находит разницы между сегодняшним поколением молодых артистов и ребятами из 1990-х.

Конкурс на место в вуз был и остается очень большим.

Князев поведал, что студентам советуют пропустить через себя все знания, которые были за много веков, это очень трудно. Часто они не могут сосредоточиться на учебе, им трудно прочитать книгу. Краткое содержание не поможет понять душу героя, а театр работает с душой. В связи с этим на первом курсе случаются проблемы и неудовлетворительные оценки.

Князев отметил, что пришел в театральный институт, имея техническое образование. Это ему и помогло, и помешало. В работе ректора логика, четкость идут на пользу, но в актерской профессии нет таких законов, как в физике. Первое время ему было не по себе, в вузе учили не формулам, а говорили: представь, поверь, почувствуй.

Ректор подчеркнул, что взрослых абитуриентов становится больше, поскольку поняли, чем хотят заниматься. Нередко они оказываются одаренными людьми. Однако для таких студентов это образование только платное.

Второе высшее образование за счет государства можно получить по сложным специальностям, к примеру, режиссер, драматург, дирижер. Князев считает, что невозможно после школы сразу поступить и стать успешным режиссером, необходимо пройти все ступени, как на заводе.

Ректор отметил, что благодаря современным технологиям очень упростилось чтение лекций. Кроме того, световое оборудование помогает при подготовке спектакля. В настоящее время совместно с учеными из Дубны создается специальное ПО, автоматизирующее управление световыми приборами.

Студенты также к технологиям тянутся. Все чаще используют в постановках цифровые проекции, инсталляции, голограммы.

Театральный институт имени Щукина готовит студентов-целевиков для региональных театров. Из-за популярности профессии многие вузы стали открывать гуманитарные кафедры, в том числе актерские отделения, появилось также много частных вузов и школ. В результате получались артисты зачастую не очень хорошего качества, а из-за перепроизводства они не могли найти себе работу.

В связи с этим Князев на всех министерских собраниях выступает за то, что готовить и выпускать профессионалов должны только вузы, где создана школа, способная на это способна. А в непрофильных университетах актерская специальность должна закрываться.

По мнению ректора, учившиеся за счет государства выпускники должны работать по специальности там, откуда получил целевое место. В Москве нет мест, а в регионах востребованность огромная.

Ранее в Минобрнауки предложили уменьшить число платных мест в вузах Москвы и Петербурга.