В середине XX века на волне гонки вооружений крупнейшие державы стали создавать оружие массового уничтожения, которому, хочется верить, никогда не суждено быть использованным по своему прямому назначению. По сути, ядерные боеголовки — самые мощные ракеты с невероятной площадью поражения — находятся в арсенале стран как превентивная мера. «У вас есть? И у нас есть!» — а пока есть, запускать их никто не будет: это повлечёт катастрофические, до сих пор даже не мыслимые масштабы глобальной гуманитарной катастрофы. У любого ядерного государства — и у России в том числе — есть особая система защиты от ядерного удара. Рассказываем, как именно она работает в РФ.
История разработок систем ядерной защиты и атаки тянется ещё с 60-х годов XX века, со времён Холодной войны. За десятки лет они совершенствовались, но принципы работы в целом остались неизменными. Кроме одного.
Статья по теме: Что такое ядерная зима, наступит ли она, и сможет ли выжить человечество
На ранних этапах уничтожить боеголовку можно было на подступах в двух случаях: в космосе — дальний перехват, и в атмосфере — ближний перехват. На одну ядерную ракету требовалось около четырех противоракет. С прогрессом несущие системы становились сложнее. Так, один заряд содержал в себе сразу несколько снарядов, и ещё столько же (или больше) — ложных. То есть при запуске ядерной боеголовки могло потребоваться несколько десятков защитных ракет, и это при условии, что все они успеют попасть в цель и поразят именно боевые заряды, а не «обманки».
Суть в том, что при уничтожении ядерной бомбы следует учитывать два важных фактора: отдалённость от земной поверхности и радиус поражения. Основная угроза бомбы в её ударной волне, соответственно, надёжнее всего избавляться от угрозы выше уровня стратосферы: в космическом вакууме взрыва произойти не может. В случае неудачи можно успеть перехватить ракету уже в атмосфере, но это чревато радиационным заражением огромных площадей местности. Несомненно, это лучше, чем прямое попадание, однако с учётом модернизации и замены оболочек на, например, золотые (что приводит к мощнейшему выбросу крайне жёсткого рентгеновского излучения при взрыве), лучевая болезнь у всех людей в радиусе около 50 км гарантирована.
Оставался один вид защиты — превентивный. Он и используется по сей день. Его суть в том, что в случае реальной угрозы противник незамедлительно получит ответный ядерный удар — даже если всё руководство страны и каждый командный пункт до единого будут полностью уничтожены. Эта система называется «Периметр», и именно она до самого конца Холодной войны гарантировала спокойствие советских граждан и раздражала гипотетических противников.
Тут следует отметить, что, безусловно, в СССР рассматривали вероятность ядерной войны вполне себе всерьёз, и заранее готовились к худшим исходам событий. Со времён Советского Союза осталось несколько десятков бункеров по территории всей страны, некоторые, к слову, действуют до сих пор. В современных условиях бомбоубежищ, способных уберечь внутри большое количество людей на продолжительный срок, просто не существует, а если и существует, то о них знает не так много людей.
Именно поэтому система «Периметр» обеспечивает максимальную безопасность только своим существованием. Никто в здравом уме не станет атаковать территорию, понимая, что ответный ракетный удар мощнейшей ядерной силы придёт в считанные минуты, и отразить его практически невозможно.
Статья по теме: 100 секунд до гибели Земли: что такое Часы Судного дня, и почему они всё ближе к полуночи
Советские инженеры, разрабатывая «Периметр», исходили из доктрины США под названием «обезглавливающий удар». Смысл в том, чтобы первой же атакой вывести из строя командный пункт, а остатки вооружения уничтожить ещё в шахтах последующими запусками. Противоядерная отечественная защита запускается автономно, без команды, но по очень строгому алгоритму. К слову, «Периметр» включает около десятка тысяч боеголовок. Для понимания, страну размером с США и аналогичной противовоздушной защитой способны уничтожить порядка двухсот ядерных зарядов.
Опустим технические характеристики системы — без погруженности в тему или живого интереса к теме вооружений все эти цифры и аббревиатуры вряд ли что-то скажут читателю. Куда интереснее принцип работы «Периметра». Решение о старте ответного огня принимает автономная контрольно-командная система — это очень сложный программный комплекс на основе искусственного интеллекта.
Он получает и обрабатывает огромный объем информации с датчиков, расположенных по всей территории страны. Это уровень радиации, сейсмическая активность, температура воздуха и давление, военные частоты, интенсивность радиообмена и переговоров, непосредственно данные системы предупреждения о ракетном нападении и многое-многое другое.
Кроме того, параллельно система отслеживает точечные источники сильного ионизирующего и электромагнитного излучения, распознавая в них ядерный удар. Анализируя данные и сопоставляя их, система как по команде, так и полностью автономно может запустить ответные ракеты — даже в обход «ядерного чемоданчика».
При этом огонь производится не ежесекундно: после приведения «Периметра» в боевой режим есть двадцать минут до запуска. Это исключает человеческий фактор или ложную тревогу.
Прежде чем запустить баллистические ядерные ракеты, срабатывает «правило четырех если»:
— Если был удар — проверяется, произошло ли действительно ядерное нападение. Датчики несколько раз обрабатывают и анализируют информацию и приходит к чёткому выводу.
— Если Генштаб на контроле — проверяется наличие связи с Генеральным штабом. Если связь есть — система отключается сама.
— Если Генштаб не отвечает — «Периметр» запрашивает «Казбек», тот самый «ядерный чемоданчик». Есть ответ — выключение, нет от ответа — последний пункт.
— Если от «Казбека» нет сигнала, искусственный интеллект передает право принятия решения об ответном ударе любому человеку в командных бункерах. Нет решения — система переходит на полную автономию и выпускает ответные боеголовки.
Похожая система есть в США — «Operation Looking Glass», однако в ней больше человеческого фактора и меньше ядерного потенциала. По крайней мере, было.
Хочется верить, что ядерные боеголовки никогда не будут запущены. Это оружие для бряцания, а не для применения. Пока в головах сильных мира сего есть рациональное зерно, никто не станет рисковать чудовищных размеров территориями. По крайней мере, хочется на это надеяться.
Статья по теме: В каких бункерах миллионеры намерены спрятаться от ядерных войн, катаклизмов и массовых беспорядков