Отправляя детей в школу, родители задаются вопросом: чему ребенок там научится? Станет ли отличником? Какие знания и навыки приобретет? Найдет ли контакт с учителем и одноклассниками?
Особенно актуальны эти вопросы в начальной школе, когда ребенок только осваивает умение учиться. От того, как организованы первые школьные годы ученика, во многом зависит вся его школьная «карьера».
В недавнем интервью ТАСС министр просвещения Ольга Васильева сделала очень важный акцент на роли школы и учителей: «Помогать раскрыть талант каждому своему подопечному.... Сделать урок интересным, увлечь ребенка – немалое искусство. У малыша большие ожидания от школы, но многое зависит от выстраивания процесса». Министр также обратила внимание, что некоторые дети теряют интерес к школе уже к пятому или седьмому классу, у них происходит выгорание.
Чтобы избежать этого, школа должна не только учить, но и учиться: осваивать новые практики, внедрять новые подходы, относиться к детям не как к объекту, а как к полноправному участнику образовательного процесса. И здесь порой нет нужды «изобретать велосипед», достаточно взглянуть на мировые практики в сфере образования.
Российская школа, как правило, фокусируется на базовых навыках: умении читать, писать и считать. Западная школа делает основной акцент на развитии личности участника, воспитании в нем любознательности, инициативности, трудолюбия, креативного подхода.
Возможно, в результате западные школьники немного отстают от российских в академических знаниях, но при этом получают важные для их дальнейшей жизни навыки. Им интересно учиться, они имеют возможность проявить свой потенциал.
Именно этот подход, по утверждению Ольги Васильевой, лежит в основе нацпроекта «Образование»: «Каждый ребенок талантлив, и мы должны приложить максимум усилий для раскрытия его способностей. Особенность подхода нашей страны – доступное и качественное образование для каждого, еще раз повторюсь, для каждого ребенка без исключения».
Стремление сделать школьника полноправным участником образовательного процесса также предполагает использование понятных и интересных ему методик. Учителя начальной школы на Западе внедряют в свою работу электронные учебники, онлайн-курсы, интерактивные пособия и тесты, игры и симуляторы, видеоконтент.
Российская школа сейчас также развивается в этом направлении: в ряде школ установлены интерактивные доски, проводятся электронные олимпиады, демонстрируются обучающие фильмы. Активные методы обучения позволяют легче запоминать информацию и применять ее на практике.
«Развитие у детей навыков работы с информацией – не засорять себе голову лишним, а структурировать и осмысленно использовать, применять на практике всё то лучшее, что есть на сегодняшний день в виртуальном и физическом мире, - это как раз и будет основной задачей школы», - считает Михаил Кожевников, президент АО «Управляющая компания «Просвещение».
При этом западная школа развивает не только интеллектуальную сферу: физкультура и спорт являются полноправной частью школьной жизни. С учетом того, что лишь около 30% российских школьников, по данным Росстата, занимаются спортом, это очень важное направление для развития.
Цифровизация обучения – лишь часть общей цифровизации общества. По статистике, 76,8% российских школьников посвящают свое свободное время компьютеру и мобильным устройствам. Более популярное времяпрепровождение – лишь общение с друзьями (89,2%).
Российские игроки в сфере образования активно поддерживают этот тренд. В начале апреля образовательный интегратор «Просвещение» презентовал на Московском международном салоне образования ММСО-2019 ряд разработанных им продуктов в рамках национальных проектов «Образование» и «Цифровая экономика».
«Мы стремимся повышать мотивацию к обучению и вовлеченность школьников в образовательный процесс», - утверждает президент АО «Управляющая компания «Просвещение» Михаил Кожевников.
Национальный проект «Образование», стартовавший в начале 2019 года, призван повысить уровень отечественного образования. По словам министра просвещения Ольги Васильевой, он поможет России войти в десятку мировых лидеров по качеству обучения, обеспечить гармоничное развитие и индивидуальный подход к каждому ребенку на основе традиций нашей страны.
Все усилия, направленные на цифровизацию образования, заставляют задуматься: а где в этой системе место учителю? Ольга Васильева не сомневается, что учитель не может быть заменен машиной: «В этом объеме информации, который у нас есть, в том числе в сети, должен быть человек, который всегда подскажет, где ее искать, какая это информация, поможет ее проанализировать и самое главное – поможет правильно ее использовать. И это может и будет всегда делать только учитель».