За необоснованные перестроения в потоке машин, резкое торможение без причины, несоблюдение безопасной дистанции, повлекшие создание аварийной ситуации, предложили штрафовать или лишать прав.
ПДД содержат определение опасного вождения, запрещенное водителям. Однако штрафов за это не предусмотрено, хотя ввести их предлагали не раз.
В 2016-м кабмин вносил поправки в КоАП, но Госдума отклонила законопроект, указав на «элементы правовой неопределенности» в формулировке опасного вождения. Спустя пять лет похожий законопроект разработали парламентарии, но его не поддержало правительство. В 2023 году поправки в КоАП внесли в Госдуму, однако профильный думский комитет по госстроительству и законодательству их отклонил, ссылаясь на отзыв кабмина.
Депутаты замечания учли, переписали законопроект и внесли обновленную версию в июне 2024-го. Если его одобрят, то нарушителям придется заплатить 3-5 тысяч рублей. За повторное игнорирование ПДД могут лишить прав управления транспортом на 1-3 месяца. Правительство поддержало законопроект при учете одного небольшого замечания, пишет «Парламентская газета».
Под штраф попадают следующие маневры: активные перестроения при интенсивном движении — так называемые «шашки», несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала. Также оштрафовать могут за отказ уступить дорогу при перестроении транспорту, имеющему преимущество. За необязательные резкие торможения и создание препятствий обгону.
Соавтор законопроекта, глава думского комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов уточнил, что каждый штраф будет назначаться «в ручном режиме». Автоматически выписанных протоколов и штрафов не будет. По словам парламентария, данные с видеокамер могут стать лишь отправной точкой для начала разбирательства, решение будет принимать только ответственное должностное лицо.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин рассказал, что определение опасного вождения, данное в ПДД, неоднократно подвергали критике эксперты. По его словам, если строго ему следовать, то можно каждого второго водителя в потоке ловить.
Определение не идеальное, согласился Нилов. Он добавил, что при обсуждении ко второму чтению депутаты будем приглашать представителей МВД, ГИБДД, Министерства транспорта, чтобы скорректировать текст правил.
Нарушения, о которых идет речь, все чаще осуществляются автолюбителями умышленно, отмечается в пояснительной записке. Опасное вождение в 80% случаев является причиной возникновения аварийных ситуаций, а также угрожает жизни и здоровью людей, считает парламентарий.
Законопроект намерены рассмотреть и поддержать на ближайшем заседании комитета 23 сентября. После этого его в первом чтении рассмотрят на пленарном заседании Госдумы. Штрафы, если их поддержит нижняя палата парламента и одобрит президент, могут появиться уже в этом году.
Ранее в Челябинске ГАИ оштрафовала водителя, прокатившего пассажиров на дверях своего автомобиля.