Сколько бы лет ни прошло с момента окончания школы, большинство из нас все еще помнят свои школьные учебники. Они – не стопка бумаги с обложкой, а настоящая драгоценность, которую мы с вниманием ювелира изучаем в тот самый период нашей жизни, когда мы не просто способны, но и хотим впитывать и пропускать через себя гигантский объем информации. Попробуем разобраться, кто и как сегодня создает школьные учебники, как они меняются от года к году и какими будут школьные учебники будущего.
Главным издателем учебников и пособий для школ в России является АО «Издательство «Просвещение». Все учебники, включенные в Федеральный перечень, проходят тщательный отбор. Над их созданием работают творческие коллективы, в состав которых обязательно входят учителя. И этими группами обычно руководят ученые. Корректоры, а по сути – литературные редакторы, - вычитывают черновые варианты учебников, после чего книги неоднократно дорабатываются.
Но и после этого книги не отправляются в печать. Следующий этап – апробация в школах. Несколько десятков учебников отправляются в образовательные учреждения, педагоги дают им оценку, отмечают достоинства и недоставки. Свое мнение об учебниках на сайте «Просвещения» также могут оставлять ученики и их родители.
Учебники меняются и продолжают меняться регулярно, улучшаясь и совершенствуясь, при этом сохраняя преемственность. Издательство следит за документами, выходящими на уровне Кабмина или Российской академии образования, учитывает пожелания родителей и школьников, педагогических коллективов. Учебники адаптируются к новым поколениям мальчишек и девчонок, не перестают быть современными. Да, зачастую меняется иллюстративный ряд, но главное в книгах остается – их наполнение, оформление позволяют легко воспринимать и запоминать утвержденный материал. Создание учебника – это гигантский труд большого числа людей, настоящих профессионалов.
В связи с активным внедрением цифровых технологий во все сферы жизни, традиционные печатные учебники в будущем могут быть заменены на учебники других форматов. В частности, проведенные в педагогических коллективах социологические исследования показали, что большинство учителей учебниками будущего видят электронные книги. Отмечается, что материал в нем должен излагаться по принципу «от простого к сложному». При этом данный вопрос пока не входит в первоочередную повестку дня, но он уже обсуждается. Немалая часть учителей считает, что учебник останется таким, каким мы знали его раньше и каким мы видим его сейчас. Третьим мнением является то, что учебник будущего будет иметь возможность подстраиваться под каждого ученика. И всем нам вместе необходимо сделать тот или иной, но правильный выбор.
Задачи, стоящие перед государством и издательствами сегодня – самые серьезные. Просвещение издательство разработало стратегию своего развития до 2025 года. Главная миссия в стратегии такова: «Вдохновлять людей на обучение и развитие в течение всей жизни для достижения ими успеха и самореализации», ее цели – разработать уникальную технологию достижения образовательного результата, обеспечить максимальную эффективность образовательного процесса. И то, какими будут учебники будущего, это одна из важнейших составляющих комплексной стратегии.
Фото: из открытых источников