Еще в 2016 году вступил в силу закон, согласно которому доля иностранного участия в капитале российских СМИ не должна превышать 20 процентов. Тогда многим изданиям пришлось срочно менять владельцев, чтобы удержаться в обозначенных рамках. Но сказалось ли это на редакционной политике?
В России к 2016 году действовало около 1000 СМИ, подпадающих под действие поправок, ограничивающих иностранный капитал. Изменения в законодательстве были восприняты ими по-разному, хотя подобные ограничения – не редкость для западных стран. Большинство указанных изданий либо нашли новых партнеров, либо продали активы российским компаниям. Так, шведская MTG, владевшая акциями CTC Media, продала свой пакет холдингу Алишера Усманова и Ивана Таврина. Русское издание Forbes теперь принадлежит не издательскому дому Axel Springer, а Александру Федотову. Финская Sanoma также избавилась от своих акций в «Ведомостях» и The Moscow Times. Аналогично поступили и многие другие владельцы СМИ.
На сегодняшний день российские СМИ, получающие финансирование из-за рубежа, обязаны отчитываться об этом перед Роскомнадзором, который публикует соответствующе списки на своем сайте. Стоит учитывать, что это только официальные данные, и, вероятно, не каждая редакция готова раскрывать свои источники. Однако список наглядно демонстрирует, что в первую очередь зарубежные спонсоры нужны дорогим глянцевым изданиям и СМИ, ведущим агрессивную антироссийскую пропаганду, – иначе они бы не выдержали конкуренции с другими новостными источниками.
Ярким примером такого издания является журнал «Сноб», редакция которого никогда не скрывала свою прозападную позицию. Это стала даже поводом для раскола в коллективе в 2011 году: тогда проект покинули 25 участников из-за редакционной политики, оппозиционной риторики и терпимости к ЛГБТ. О яркой оппозиционности издания говорит и тот факт, что на сайте «Сноба» выходила передача «Госдеп с Ксенией Собчак-2».
При этом все, даже владельцы издания, признают его нерентабельность. В 2017 году Михаил Прохоров «избавился» от «Сноб медиа», продав 100% акций его генеральному директору Марине Геворкян. Доходы журналу приносит только печатная версия, реклама и участие в спецпроектах, а не подписка читателей. По словам Геворкян, компании потребуются деньги на развитие и они ищут партнеров – за счет популярности и читаемости подобному изданию просто не выжить.
Информационное агентство «Росбалт» связи с западным капиталом не афиширует, однако среди учредителей АФК «Система», которая владеет СМИ, числится Рэйсон Интернешнл Корпорэйшн с Виргинских островов и еще несколько иностранных компаний. К слову, в списке учредителей есть компании «Дж.П. Морган Банк» и «Дойче банк», которые привлекались к ответственности за нарушение российского законодательства.
Агентство давно заработало себе славу «русофобского» - достаточно посмотреть на свежую ленту новостей, наполненную критическими статьями в адрес государства и населения России в целом. Неудивительно, что такой подход к редакционной политике вызывает недовольство со стороны читателей:
(подборка комментариев из соцсети «ВКонтакте»)
Что говорить о статьях, если состав авторов «Росбалта» также не вызывает доверия. Журналист Дмитрий Губин открыто признает себя агентом Запада, Татьяна Хрулева и Сергей Шелин кроме «Росбалта» сотрудничают с небезызвестным своей антироссийской риторикой Европейским университетом, финансировавшимся на средства Фонда Сороса.
Как и «Сноб», «Росбалт» поддерживает российские ЛГБТ-сообщества. Так, издание представляло «Российской ЛГБТ-Сети» свою площадку в Москве под пресс-конференцию «Преследование ЛГБТ в Чечне. Год спустя», а на страницах ресурса активно публиковалась активистка сообщества Елена Климова. Такая позиция находит поддержку далеко не у всех читателей – на острых темах и громких заголовках издание пытается поднять падающую популярность. Анализ сайта наглядно показывает, какие ключевые слова в топе популярности у журналистов «Росбалта»: секс со школьницами и изнасилования.
Даже о своем рейтинге издание пишет откровенную ложь, указывая, что входит в пятерку самых цитируемых изданий Рунета:
Но по данным «Медиалогии», «Росбалт» не входит даже в топ-30, а по посещаемости занимает всего 53 место. Неудивительно, что агентство не раз обвиняли в клевете и распространении непроверенной информации: например, пресс-атташе российского посольства в Германии Денис Микерин и представители Русской Православной Церкви.
Какой-либо популярности нет у «Росбалта» и в социальных сетях: на странице издания в Инстаграм последние новости датируются аж июлем 2016-го, количество лайков колеблется от 0 до 23. На YouTube-канале медиа-ресурса менее 1,5 тысяч подписчиков и всего до нескольких сотен просмотров видео.
Недалеко от «Росбалта» ушла и «Новая газета». Провозглашая собственную независимость и сделав себе имя на громких журналистских расследованиях, издание не сразу призналось, что получает финансирование от правительства Нидерландов. Также редакция подтвердила, что получала деньги от Фонда Джорджа Сороса. И сегодня «Новая газета» числится в списках Роскомнадзора как финансируемая из-за рубежа.
Однако иностранные денежные вливания едва ли помогут изданию остаться «на плаву». В преддверие самого ожидаемого спортивного события года – Чемпионата мира по футболу – газета выступает с резкой критикой мероприятия. Зато жирным шрифтом выделяет новости о протестных акциях в России и за рубежом. Кстати, за материал Юлии Латыниной «Новая газета» уже получала предупреждение от Роскомнадзора – о недопустимости использования средств массовой информации для осуществления экстремистской деятельности.
К сожалению, приходится признавать, что зависимость некоторых российских СМИ от иностранного капитала, по-видимому, никуда не делась, а политика редакций, которые продолжают за деньги навязывать российской аудитории прозападные взгляды, не изменилась. Правда, как показывает статистика подобных изданий, получается это из рук вон плохо.
Фото: из открытых источников