Общество22.05.2023 - 13:43

Плюсы и минусы для школьников: кандидат наук Ольга Харина рассказала, что будет, если отменят ЕГЭ

Больше новостей в сюжете: Образование в России

11 апреля 2022 года Россия вышла из Болонской системы образования. В связи с этим возникло большое количество вопросов о том, что будет дальше с системой образования, а главное – что будет с ЕГЭ?

Фото: leader-id

 

Первый вопрос, который возникает – как вообще связаны Болонская система высшего образования и ЕГЭ. Ответ – напрямую. Для реализации практик вышеуказанной системы необходим экзамен, который отвечает международным стандартам и обеспечивает равные права для каждого ученика. 

Специально для RuNews24.ru кандидат экономических наук, замдекана факультета технологического предпринимательства Университета «Синергия» Ольга Харина ответила на ряд актуальных вопросов о будущем ЕГЭ. Также специалист ответила на вопрос, что будет, если ЕГЭ всё-таки отменят.

 

- Система ЕГЭ – это благо для учащихся или раньше было лучше, когда экзамены сдавались и в школе, и в последующем учебном заведении?

- Единый государственный экзамен впервые был апробирован в 2001 году. С тех пор ЕГЭ существенно модифицировали, что качественно повысило его уровень к настоящему времени. Ранее единый государственный экзамен подвергался обоснованной критике: действительно, некоторые задания и формулировки вызывали вопросы. Но сейчас тестовые задания в полной мере позволяют выявить базовый и углубленный уровень знаний школьников, а открытые задания – оценить умение формулировать письменно свои мысли. На текущий момент ЕГЭ открывает для выпускников школ широкие возможности по выбору места для продолжения дальнейшего обучения. Традиционная система прохождения испытаний в университете огранивала возможности выпускников, так как экзамены в вузах могли совпадать по дате и времени, и абитуриентам приходилось сразу выставлять приоритеты в выборе будущего места обучения.

 

- Если мы придём к тому, что ЕГЭ всё же отменят, что может прийти ему на смену? Возвращение к прежней системе или что-то новое?

- Возвращения к прежней системе, скорее всего, не произойдет, так как это существенно ограничит возможности ребят, проживающих в регионах. Им физически будет сложно проходить испытания в учебных заведениях. В условиях цифровизации всех сфер жизни, в том числе образовательной, возможно, что вступительные испытания могут перейти в онлайн-формат. Но это должен быть контролируемый процесс, позволяющий идентифицировать выпускника и осуществить прокторинг.

 

Прокторинг — процедура контроля на онлайн-экзамене или тестировании, где за всем процессом наблюдает администратор — проктор.

 

 - Есть мнение, что ЕГЭ – это просто тестирование, не очень сложное и главное - не очень объективное. Так ли это?

- Когда ЕГЭ только вводили, он действительно представлял собой сложный тест. Сейчас он существенно модифицирован. Вопросы подразделяются по уровням сложности: базовый, повышенный, высокий. Это позволяет школьникам, имеющим сильные гуманитарные знания и навыки, выбрать базовый уровень по естественно-научным дисциплинам и наоборот. Таким образом выпускники получают возможность сосредоточить свои усилия на подготовке профильных для них предметов.

 

Статья по теме: Как сдать ЕГЭ и не сойти с ума родителям и детям: советы кандидата психологических наук

 

- В чём плюсы и минусы ЕГЭ?

 - Изначально ЕГЭ вводился для того, чтобы предоставить равные возможности всем выпускникам нашей страны.

К минусам ЕГЭ можно отнести то, что дети перестают творчески думать, привыкая к выполнению механических действий. С этой точки зрения единый государственный экзамен их ограничивает и мешает реализации творческого потенциала, который хорошо демонстрируется, например, при решении олимпиадных задач или выполнении проектов. Такие метакомпетенции пока не под силу ЕГЭ.

 

- Если ЕГЭ отменят, это вызовет воодушевление у школьников или же наоборот, расстроит их?

- Любые изменения в системе аттестации, особенно при выпуске из школы, негативно повлияют на психоэмоциональное состояние детей, так как уже понятный механизм будет изменен, а ожидания от нового еще непонятны. Но и ЕГЭ имеет негативное влияние, оказывая затяжное стрессовое воздействие, поскольку последний год учителя больше занимаются «натаскиванием» к ЕГЭ и устрашением детей, а не освоением важной части учебной программы. Скорее всего, у школьников отмена ЕГЭ скорее вызовет воодушевление, так как позволит иначе проявить свои способности. Но итоговый результат можно будет оценить только спустя 2-3 года после отмены.

 

 

 

 

Реклама