Общество21.11.2025 - 13:02

Цифровизация захватывает рынок труда: какие профессии будут востребованными в России через 5–10 лет и при чем тут ОГЭ?

Пока сегодняшние школьники готовятся к ОГЭ, кадровый рынок России переживает стадию глобальной трансформации. Кем будут работать те, кто сейчас активно сдает «пробники» по математике и русскому языку?

Фото: Коллаж RuNews24.ru

В беседе с ИА RuNews24.ru эксперт в области искусственного интеллекта, онлайн-маркетинга и цифровой трансформации бизнеса Валерия Курако пояснила, что через пять лет российская экономика будет нуждаться в специалистах, умеющих работать с цифровыми системами, большими данными и искусственным интеллектом, а через восемь-десять лет – в людях, управляющих технологическими процессами и создающих новые цифровые продукты.

«Этот кадровый тренд объясняется тем, что цифровизация давно вышла за пределы собственно ИТ. Профессии «айтишник», которая кажется такой привлекательной родителям школьников, больше не существует. Цифровизация пришла в агросектор, промышленность, логистику, образование, медицину», — пояснила специалист.

Валерия Курако добавила, что сельхозпредприятия переходят на удаленное управление теплицами и животноводческими комплексами, используют роботов для дойки и дроны – для мониторинга полей. В свою очередь промышленные предприятия создают роботизированные участки, освобождая человека от рутинного труда, но требуя от него знаний в области управления робототехническими системами. Запрос на новые навыки растет с каждым годом.

«Сейчас лишь единицы школ и колледжей открывают VR-лаборатории и запускают программы по робототехнике, беспилотным системам и цифровому проектированию. Такие образовательные программы реализуются факультативно, в рамках системы дополнительного или профильного образования. В итоге большая часть учебного времени старшеклассников уходит на подготовку к ОГЭ, а не на освоение новых цифровых дисциплин и даже не на раннюю профессиональную ориентацию. Чтобы дети действительно начали готовиться к новым профессиям, важно, чтобы школьники получали опыт не просто наблюдения за цифровыми процессами (как пока происходит во многих робоклассах и VR-лабораториях), а создания и управления ими», — подчеркнула собеседница издания.

Для этого нужны новые учебные пространства: виртуальные ателье, мастерские микросхем, цифровые гостиницы, классы прототипирования мебели и моделирования городских систем, любые мини-производства, где можно почувствовать процесс и довести дело до результата.

Главный вектор – от потребления цифровых продуктов к их созданию. В идеале эта учебная среда должна иметь региональную специфику. Поэтому школам и колледжам важно поддерживать связь с индустриальными партнерами, готовить специалистов под потребности рынка.

Сейчас именно такой подход реализуется в рамках федерального проекта «Профессионалитет», когда бизнес дает практику, а государство – базу. Это отличный опыт, который важно масштабировать на как можно большее количество отраслей. Но какими будут топ-3 профессий ближайшего будущего? По словам Валерии Курако, реальный бизнес уже сделал запрос на специалистов завтрашнего дня.

«Ему нужны специалисты по управлению ИИ-системами (операторы автономных теплиц, кураторы промышленных моделей, инженеры цифровых процессов). Прикладные технологи, обладающие набором актуальных знаний (агроинженеры, обслуживающие роботизированные хозяйства, специалисты по цифровому производству, техники беспилотных систем). Создатели цифровых решений (дизайнеры цифровых пространств, архитекторы данных, разработчики симуляторов и образовательных платформ). Все эти профессии объединяет то, что человек не ждет готовых инструкций и сценариев, а создает их сам, ориентируясь на стратегические задачи отрасли и предприятия», — рассказала спикер.

Кроме того, в стране, которая развивает цифровую экономику, образование не может оставаться «неоцифрованным». Существует понятный перечень критериев – сильных сторон ребенка, его интересов, темпов развития, реализованных проектов и освоенных навыков, который определяет, каким именно специалистом он может стать в будущем.

Эти данные должны составить основу системного сопровождения ребенка – цифрового паспорта знаний, который должен быть у каждого школьника, с 1 по 11 класс.

«Соответственно, срез освоенных знаний и полученных навыков также должен делаться только индивидуально и под запрос, в соответствии с логикой роста и развития конкретного ребенка. Тогда система увидит человека – его таланты и особенности, сильные и слабые стороны, динамику, готовность к освоению новых профессий, а не итоговый разовый балл ОГЭ или ЕГЭ», — заключила эксперт.

Реклама