1 октября 2025 года Минпромторг Российской Федерации опубликовал предварительный перечень автомобилей, которые будут допущены к использованию в такси с 1 марта 2026 года. По новым правилам, в этот список внесены автомобили АвтоВАЗ и УАЗ.
Алексей Быков, председатель совета директоров Таксопарка 369 рассказал RuNews24.ru, как изменения, связанные с локализацией производства, могут значительно повлиять на рынок таксомоторных перевозок.
Согласно новым правилам, в список входят исконно локализованные автомобили, такие как модели от автопроизводителей АвтоВАЗ и УАЗ. Это позволяет избежать вопросов о соответствии требованиям локализации, поскольку эти автомобили производятся в России. В перечень также попали две компании, подписавшие специальные инвестиционные контракты (СПИК) и готовые локализовать свои автомобили: ООО «АГР ХОЛДИНГ», известное брендом EVOLUTE, и ООО «Моторинвест», производитель автомобилей марки Solaris, который также будет локализовать марку Tenet.
Китайские производители и продюсеры из других стран также находятся на разных стадиях переговоров по заключению СПИК. Список может быть дополнен, и окончательная версия требования будет опубликована до вступления новых правил в силу.
«Плюс в том, что закон о локализации действительно дал новый импульс: китайские производители и компании из других стран стремятся как можно быстрее заключить СПИК. Я ожидаю, что рынок претерпит значительные изменения в течение 12–18 месяцев после введения закона о локализации. Возможны очереди на автомобили, сокращение количества такси на линии и рост цен».
Также Быков отметил, что самозанятые водители, которые не успеют внести свои автомобили в единый реестр до 1 марта 2026 года, не смогут легально работать на своих машинах. Это станет серьезным препятствием для тех, кто планирует подработать в такси.
«Другими словами, человек, который захочет подработать в такси, вряд ли сможет это сделать после введения новых требований. Легальных такси на дорогах станет меньше, несмотря на стабильный или нарастающий спрос», — добавил эксперт.
С учетом этих предпосылок, важно учитывать, что в ближайшие 12–16 месяцев на рынке такси произойдут серьезные изменения. В процессе обновления автопарков таксопарки будут заменять старые автомобили на новые локализованные модели, что может вызвать временное сокращение количества такси на линиях. Это в свою очередь приведет к росту стоимости проезда в легальном такси.
Также возможно активное развитие «серого» рынка, когда пассажиры будут заказывать перевозки вне официальных платформ. Это может угрожать безопасности пассажиров, так как на таких платформах отсутствует контроль и страхование.
Исполнение новых требований по локализации автомобилей для такси ставит перед отраслью как возможности, так и вызовы. Как показывает практика, изменения на рынке часто идут рука об руку с новыми правилами и стандартами. Поэтому важно отслеживать изменения на официальных ресурсах Минпромторга и отраслевых ассоциаций, чтобы быть в курсе всех актуальных дел.