Если раньше это были тревожные перешептывания, то теперь разговоры о том, что российская журналистика расследований умирает, звучат в полный голос.
Происходит это, понятно, из-за непрофессиональных и порой нечистых на руку представителей СМИ. Наверное, одним из самых ярких примеров можно назвать информационно-аналитическое агентство «Росбалт».
«Росбалт» появился 29 января 2001 года в Петербурге, его директором с самого основания и по сей день остается Наталья Черкесова (Чаплина). Женщина непростая – супруга бывшего начальника управления Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, члена коллегии ФСБ России Виктора Черкесова.
Журналисты из других изданий Северной столицы с самого начала невзлюбили коллег. Сотрудникам «Росбалта» ставили в вину чересчур желтые заголовки, тотальную неграмотность, регулярную «джинсу» и искажение фактов. Для привлечения внимания рекламодателей руководство издания заявляло о себе как об «одном из крупнейших информационных ресурсов страны», хотя по факту не входит даже в тридцатку самых читаемых СМИ России.
Однако большее недовольство у профессиональных журналистов вызывают тесные связи «Росбалта» с различными силовыми структурами, подозрительными коммерсантами и представителями различных некоммерческих организаций, которые за счет этого не совсем СМИ продвигают свои интересы. Другими словами, между руководством информационного агентства и их влиятельными покровителями установились теснейшие отношения. Они приносят очки и тем, и другим. За примерами далеко идти не приходится.
В 2010 году агентство выпустило статью «Вся правда об убийстве Станислава Маркелова», рассказывающую о деле Никиты Тихонова и его гражданской жены Евгении Хасис, которых обвиняли в убийстве адвоката Станислава Маркелова. Реальными в этом «материале» были только имена обвиняемых, остальное, по мнению многих сторонних журналистов, было домыслами и фантазиями следствия. Именно тогда, благодаря информационным «сливам», «Росбалт» начали называть «известным сливным бачком ФСБ».
Известный блогер и автор «Живого журнала» Никитич, описывающий войны между российскими силовиками и «кадыровцами» в расследовании убийства политика и экс-чиновника Бориса Немцова, в одном из своих постов написал: «Группировку «российских силовиков» представляет «Росбалт» (имеет «эксклюзив» на сливы и вбросы о событиях следствия)».
Стоит вспомнить и о деле «Анонимного интернационала», хакерской группе получившей известность благодаря публикациям документов для внутреннего пользования по внутренней политике РФ, сливу в сеть личной почтовой переписки членов правительства и ряда депутатов. В октябре 2016 года сотрудники ФСБ задержали в Петербурге Владимира Аникеева, которого считают создателем сайта группы. И тогда же «журналисты» «Росбалта» внезапно раскрыли никому неизвестные (кроме разве что самих сотрудников ФСБ) подробности дела «Интернационала». Издание сообщило, что хакеры пострадали якобы не из-за сотрудничества с США, а из-за публикации переписки Владислава Суркова.
К слову, очень часто в текстах «Росбалта» можно наткнуться на фразы вроде: «источники издания», «пожелавший остаться анонимным источник «Росбалта» и т.д. Поражает уровень осведомленности тайных источников агентства.
Грешит «Росбалт» не только «сливами», но и «хайпом» на трагедиях. Во время пожара, произошедшего 5 марта в здании кемеровского торгово-развлекательного центра «Зимняя вишня», сотрудники черкесовского агентства пытались спекулировать на горячей теме. «Росбалт» был одним из немногих СМИ, которые поддержали сообщения о сотнях погибших при возгорании. И действительно, вместо официальных сводок МЧС сайт агентства пестрил «материалами» и сплетнями со всей сети.
Но даже после трагедии «Росбалт» собирал трафик на чувствах россиян.
Теперь становится понятно, почему этот недоресурс заслужил к себе такое отношение не только со стороны рядовых читателей, но и со стороны коллег по цеху. Руководство «Росбалта» и его сотрудники сами виноваты в том, что интерес к деятельности информагентства неумолимо падает: последняя публикация в Instagram была два года назад, Twitter уже давно не работает, ролики «Росбалта» на видеохостинге YouTube еле набирают и две сотни просмотров, а на стене группы «вКонтакте» красуются оскорбительные отзывы в адрес сотрудников.
Фото: oko-planet.su