Эффективность рекламы обеспечивается особенностями работы человеческой психики. Если человек не умеет мыслить критически или торопится, он точно попадет в ловушку маркетологов.
Маркетолог, специалист в сфере электронной коммерции и SEO Константин Лавров рассказал, что нужно учитывать при составлении рекламного сообщения, чтобы оно работало.
Чтобы привлечь к продукту или услуге больше внимания, маркетолог должен сделать акцент на то, что продукт помогает удовлетворять базовые потребности. Реклама при этом стимулирует ответ в виде счастья, восторга, страха и эмпатии, передает Pravda.Ru.
Реклама строится на психологических приемах, а точнее на когнитивных искажениях. Одно из них – формирование привязанности к определенному объекту. Привязанность формируется, когда человек часто сталкивается с предметом или другим человеком, например, в интернете. И чем чаще он его видит, тем больше доверяет. Это явление было доказано в том числе через эксперименты со студентами. В одном из них, проведенном Чарльзом Гетзингером в Орегонском университете, студенту нужно было приходить на занятия в черном мешке. Со временем однокурсники перестали негативно на него реагировать.
Еще одна уловка называется принципом оценки по доступности («эффект ложной очевидности»). Суть заключается в том, что человек считает что-либо более распространенным и возможным, если примеры быстро приходят ему в голову. Мозг всегда старается экономить ресурсы при обработке данных, иногда случается так, что человек о чем-то раньше слышал, но уже не помнит источник, и вот он снова слышит об этом – ему кажется, что информация достоверна. В маркетинге этот эффект используется для повышения доверия потребителей через повторение необоснованных заявлений о товаре.
Страх упущенной возможности тоже активно применяется маркетологами. Их задача – сделать товар эксклюзивным и недоступным, и такой подход позволяет повысить интерес к товару.
Еще можно использовать принцип инстинкта выживания, суть которого заключается в создании объединений вокруг брендов; эффект компромисса – золотая середина между качеством, ценой и функционалом; стратегию бандлинга (комплекты товаров и услуг); эффект фрейминга, при котором акцент делается на конкретной характеристике продукта; эффект Барнума (эффект подтверждения собственных предположений), который заключается в расплывчатом описании продукта для повышения его универсальности. Наконец, маркетологи обращаются к автоматическим рефлексам при принятии решений.
Чтобы не поддаваться всем этим уловкам, важно осознавать собственные потребности, ценности и предпочтения, а также учиться критически мыслить и оценивать источники данных.