В последние годы среди российских читателей сохраняется интерес к антиутопиям. Например, в 2021 году книга Джорджа Оруэлла «1984» на протяжении нескольких месяцев была вторым наиболее издаваемым художественным произведением, согласно данным Российской книжной палаты. А по информации книжного магазина «Читай-город», роман Евгения Замятина «Мы» в 2023 году вошел в пятерку самых продаваемых книг отечественных классиков.
Писатель Игорь Лосев, участник литературного сообщества «Большой проигрыватель», специально для RuNews24.ru прокомментировал популярность антиутопий в России и объяснил, почему чтение стало модным занятием.
«Человека всегда интересует будущее, особенно если оно представляется пугающим. А страхи у людей не меняются. Поэтому антиутопии, которые показывают самые мрачные варианты будущего, не потеряют свою актуальность до тех пор, пока люди остаются людьми. Оптимизм внушает то, что с 1949 года, когда вышла книга Оруэлла, его предсказания так и остались лишь классической литературой», — сказал Игорь Лосев.
Он также отметил, что россияне интересуются книгами по психологии и фантастикой. По его мнению, это связано с тем, что такие книги дают ответы на самые актуальные вопросы. Человек всегда в первую очередь интересуется собой, поэтому книги, которые рассказывают о нем что-то новое, всегда вызывают интерес.
Игорь Лосев также указал на то, что опросы показывают: за последние годы россияне стали больше читать. И, по его мнению, эта тенденция будет только усиливаться.
«Что же касается популярности чтения, то здесь можно вспомнить другую классическую антиутопию — «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. В отличие от мира Оруэлла, где победила цензура, Хаксли описывает мир, где победило потребление. В том числе потребление информации. Вероятно, страсть к чтению — признак того, что и этот сценарий мрачного будущего не сбылся. Среди информационной перегрузки наших дней люди выбирают замедление. Чтение вместо жвачки для мозга. И такие тенденции проходят не так быстро. Поэтому стоит ожидать, что люди в России будут читать только больше», — заключил Игорь Лосев.