В Санкт-Петербурге ученик 9-го класса, вооружившись ножом. напал на учителя математики. Утверждается, что причиной нападения стала месть за плохие оценки. Какие меры нужно предпринять, чтобы исключить подобное в российских школах?
Вице-президент-исполнительный директор, учредитель МОО «ЦСА «Сфера», член Правления, руководитель Комитета по институализации идеологии, заместитель директора междисциплинарной научной школы «Промышленная управленческая элита развития», адвокат Валерия Филиппова в комментарии RuNews24.ru отметила, что нападение подростка на учителя — это результат существования системной проблемы, которую «дополнительными мерами» не закрыть. Проблему надо ставить и депроблематизировать, только потом возникают задачи и меры.
Какая проблема стоит?
Проблема заключается в отсутствии согласованного, строго закрепленного понятия «ценность», применяемого в качестве критерия, в частности, в государственной политике в сфере образования и воспитания.
«Ведь что заставляет нас действовать? Не потребность и не норма. А мотив, связывающий потребности и формирующий цели. Где мотивы бывают разного уровня — от животного, индивидуалистического уровня: «не нравится - убей, хочешь – отними», до уровня ценностей страны, где ценности — высшие мотивы, имеющие индивидуальную значимость для реализации стратегии страны в рамках всеобщих представлений об основаниях Бытия».
Где в нашей системе образования и воспитания всеобщие основания устройства Бытия, выраженные в Образе будущего страны? Где в системе образования и воспитания представление школьникам четкой и однозначной стратегии страны, чтобы они могли найти свое место, встроить личный сценарий жизни?
«В отсутствие критериального обеспечения воспитания и образования целями и ценностями страны, эти важнейшие сферы деятельности страны по умолчанию окормляются групповыми и личными целями и мотивами. В такой рамке становится возможным все — покушения на убийство учителей за плохие оценки или другие «преступления против свободной личности» или убийства по национальному, конфессиональному, социальному, половому и другим признакам».
И никакими «мерами» ситуации не разрешить. Проблему надо ставить и из нее конструировать цели, стратегию, план и программу действий. Системно.