В последнее время вопрос о расширении полномочий регионов в области администрирования нарушений парковочных правил вновь привлек внимание общественности. Законодательное собрание Пермского края инициировало законопроект, позволяющий регионам штрафовать нарушителей без участия Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). Тем не менее существуют и серьезные риски, которые важно учитывать ещё на этапе реализации.
Этот шаг уже поддержали четыре региона, и он стал отправной точкой для обсуждения целесообразности таких изменений в российском законодательстве. За разъяснениями происходящего RuNews24.ru отправился к эксперту Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ Якову Якубовичу.
«Основной мотивацией для передачи функций от ГИБДД к региональным властям является стремление создать более эффективную и экономичную систему администрирования штрафов за парковочные нарушения. Однако есть и серьезные риски, которые следует учесть на этапе реализации», — пояснил эксперт Якубович.
Населенные пункты, сталкивающиеся с перегрузкой ГИБДД, смогут обеспечить своевременное реагирование на нарушения и тем самым улучшить контроль за соблюдением правил дорожного движения.
1. Экономия ресурсов: Передача полномочий субъектам РФ позволит сосредоточить усилия ГИБДД на более серьезных нарушениях, таких как превышение скорости или вождение в состоянии опьянения.
2. Развитие платных парковок: Возможность взимания штрафов за неправильную парковку станет основой для введения и эффективного администрирования платных парковочных зон, что в свою очередь приведет к созданию порядка на улицах и снижению уровня загруженности трафика.
Несмотря на явные преимущества предложенных изменений, эксперт предупредил о ряде возможных негативных последствий, которые могут сопутствовать реформе.
«Злоупотребление полномочиями, возможен риск использования системы штрафов как источника бюджетного пополнения, а не как механизма регулирования парковочного пространства. Конфликт интересов может привести к появлению спорных разметок и знаков, а также к излишнему введению платных парковок».
Так же, возможен риск увеличение нагрузки на водителей.
«В ситуациях, когда местные власти начнут активно фиксировать нарушения, особенно в неоднозначных случаях, процедура оспаривания штрафов может усложниться, что вызовет дополнительное недовольство среди автовладельцев», — отметил Якубович.
-Приватизация парковочного пространства: Существенная передача функций частным операторам может привести к росту тарифов на платные парковки, непрозрачности распределения средств и общему ухудшению ситуации с парковками в городах.
«Введение аналогичных полномочий в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе уже продемонстрировало как положительные результаты (улучшение контроля за парковкой), так и определенные проблемы, такие как сложности в обжаловании штрафов и недовольство водителей из-за ошибок в системе фиксации нарушений», — подытожил эксперт.
Передача полномочий регионам — это логичный шаг для разгрузки ГИБДД и повышения эффективности контроля за парковками. Однако важно, чтобы законодательные изменения сопровождались четкими регламентами и механизмами контроля за действиями региональных властей и частных операторов. Прозрачность, справедливость и соблюдение интересов автовладельцев должны стать основополагающими принципами в организации новой системы, которая не превратится в «охоту за штрафами», а действительно поможет решить проблемы парковочного хаоса и избыточного автотрафика в городах.