Общество18.06.2025 - 13:35

Лудомания под прицелом: кого обяжут платить за излечение россиян от игровой зависимости

В России назревает масштабное изменение в сфере регулирования азартных игр. В Госдуме рассматривают законопроект, который может обязать букмекеров оплачивать лечение лудомании, расширив полномочия Единого регулятора азартных игр для профилактики игровой зависимости.

Фото: нейросети, источник: CHATGpt

В данной статье RuNews24.ru рассмотриn возможности и риски данного законопроекта с комментариями Якова Якубовича, эксперта Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ.

Идея финансирования лечения лудомании за счёт букмекеров является достаточно новаторской. Яков Якубович подчеркивает, что аналогичные «окрашенные» сборы редко применяются для лечения зависимостей, таких как алкоголь или табак. Эксперт предлагает, что эту практику можно было бы применить и к другим видам зависимостей, например, направляя средства от акцизов на табак и алкоголь на содержание реабилитационных центров для людей с зависимостями и социализации бездомных.

 Возможности законопроекта

1. Фокус на лудомании:

Законопроект позволяет привлечь внимание к проблеме лудомании, что даст возможность начать системную работу с этой зависимостью на уровне исполнительной власти. Введение единых протоколов лечения, создание горячих линий и подготовка специалистов усилят борьбу с этим видом зависимости.

2. Финансирование от букмекеров: 

Перекладывание финансового бремени на те организации, которые получают прибыль от азартных игр, может снизить нагрузку на государственный бюджет. Жесткие санкции за незаконную рекламу азартных игр могут уменьшить агрессивное продвижение ставок и онлайн-казино.

3. Централизация усилий:

Централизованное управление позволит повысить прозрачность сборов и расходы на профилактику и лечение лудомании, избегая распыления усилий в этом направлении.

1. Экономические последствия:

Как отмечает Якубович, перекладывание расходов на букмекеров может привести не к снижению их прибыли, а к повышению маржи. Это может оттолкнуть профессиональных игроков, но вряд ли повлияет на людей с игровой зависимостью — самый уязвимый сегмент.

2. Административные трудности: 

Администрирование процесса сбора и распределения средств связано с потенциальными задержками и коррупционными рисками. Важно обеспечить, чтобы средства использовались целенаправленно, а реабилитационные организации были тщательно отобраны.

3. Нелегальный рынок: 

Законопроект не решает проблемы нелегальных казино и онлайн-игр, которые продолжают действовать в тени.

Помимо скрытых рисков, есть и другие аспекты, которые требуют внимания:

- Эффективность социальной рекламы: Необходимо обеспечить действенность социальной рекламы по профилактике лудомании, а также контролировать её эффект.

- Сопротивление отрасли: Букмекеры могут попытаться уйти «в тень», что снизит прозрачность всей отрасли.

- Компетентность в лечении лудомании: В настоящее время существует недостаток специалистов, способных работать с этой специфической зависимостью.

- Интересы регулятора: Необходимо снизить риск того, что регулятор будет заинтересован в развитии азартной игровой индустрии больше, чем в борьбе с лудоманией.

В заключение, Яков Якубович подчёркивает, что законопроект имеет значительную социальную ценность, однако его механизм реализации требует детальной проработки.

«Прозрачная реализация этих мер может существенно снизить масштабы игровой зависимости, особенно среди молодежи. Однако следует помнить, что в России существуют и другие виды зависимостей, таких как алкоголизм, которые требуют не меньшего внимания государства».

Если предложенный законопроект окажется успешным, его методы можно было бы распространить и на другие сферы зависимостей.

Реклама