Ранее депутат Олег Смолин высказал мнение о необходимости сделать сдачу ЕГЭ добровольной. Согласно его словам, в Государственной Думе неоднократно предлагали перевести ЕГЭ в добровольный формат, однако пока эти инициативы не были реализованы.
Депутат отметил, что после 9-го класса более 60% школьников поступают в систему профессионального образования, так как не хотят сдавать ЕГЭ. В сельских школах закрываются старшие классы, а средняя школа превращается в основную, что приводит к сокращению числа сельских учебных заведений. По мнению депутата, это в некоторой степени является результатом внедрения ЕГЭ.
Также значительным недостатком ЕГЭ является то, что он не совместим с идеями воспитания. «ЕГЭ сводится к дрессировке, в лучшем случае к обучению. Понятно, что преподаватели истории, литературы, русского языка, географии вынуждены не столько формировать будущего гражданина, сколько дрессировать ребят на всероссийские проверочные работы, затем на ЕГЭ», - сказал Смолин в разговоре с ИА RuNews24.
Главная польза ЕГЭ, по мнению спикера, заключается в том, что он позволяет увеличить число абитуриентов из регионов, поступающих в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. В то же время, хоть ЕГЭ и способствует увеличению академической мобильности на территориальном уровне, он может затруднить ее на социальном уровне, считает Смолин.
«Таким образом, несмотря на значительные затраты времени и сил молодых людей, результат оказывается значительно хуже, чем в советский период. Одной из главных причин этого является нарушение принципа "зоны ближайшего развития". Кроме того, это может быть связано с неправильным соотношением преподавания материала, его усвоения и контроля.
Поэтому я считаю, что необходимо уменьшить количество контрольных работ, но это не главное. Главное – более тщательно отбирать учебный материал и добиваться того, чтобы дети действительно его осваивали. И, на мой взгляд, это трудно сделать, если мы сохраним ОГЭ и ЕГЭ в качестве основного инструмента контроля знаний. Мы неоднократно предлагали перевести ЕГЭ в добровольный режим, чтобы дети в старших классах изучали все предметы, а не только те, которые будут сдавать в форме ЕГЭ.
Это позволит гуманитариям лучше понять, что такое Солнце, а тем, кто собирается поступать на информатику или естественные науки, глубже изучить нашу историю и другие предметы», – уверен парламентарий.
Олег Смолин отметил, что, к сожалению, сейчас только 36% детей в старших классах читают книги, хотя это очень важно для их развития. «Поэтому мы также предлагаем, например, проводить экзамены по литературе в форме сочинения или устно, чтобы у детей был хотя бы формальный стимул для чтения. Перестали читать не все, конечно, но многие. И это вызывает беспокойство», – сетует депутат.
Напомним, ЕГЭ впервые был введен в России в 2001 году и заменил традиционные вступительные экзамены в вузы. Он стал обязательным для всех выпускников школ. Изначально ЕГЭ проводился только по русскому языку и математике, но с течением времени количество предметов увеличилось.