Московское метро уже многие десятилетия радует жителей и гостей столицы, и приятно удивляет иностранцев. «Ваше метро – это что-то!», – восклицают они. Великолепная архитектура, поражающая воображение масштабность, точный график работы– это те несомненные плюсы, к которым уже привыкли все, кто регулярно пользуется московским метрополитеном. Но есть в метро и такая уникальная красота, которая при неожиданном появлении заставляет обращать на себя внимание всех без исключения. Речь идет о так называемых именных или тематических метропоездах. За 83 года существования подземки таких поездов создали более полусотни. Некоторые побегали по линям считанные дни, другие - целые десятилетия. И если первые именные поезда не поражали воображение, но были отражением объективной реальности, а в 90-х и вовсе подземке было не до запуска тематических составов, то в последние десятилетия именные поезда московского метро становятся все более оригинальными. Обо всех них сегодня мы и расскажем.
83 ГОДА В ПУТИ: КАК ИЗМЕНЯЛИСЬ ПОЕЗДА В МЕТРО МОСКВЫ
«Женский поезд имени 8 Марта»
Дата запуска: -
Снятие с линии: не позднее середины 70-х
Поезд: Тип «А»
Посвященный Международному женскому дню тематический поезд ходил по первой ветке московского метрополитена (Сокольническая линия) и состоял из вагонов типа «А». Точная дата снятия с линии неизвестна, однако в середине 70-х поезда типа «А» уже не ходили в подземке.
«50 лет газете Правда»
Дата запуска: 25 апреля 1962
Снятии с линии: середина 70-х
Поезд: Тип «Б»
Поезд, состоящий из вагонов типа «Б», был запущен 25 апреля 1962 года на Арбатско-Покровской линии. Был посвящен 50-летнему юбилею наиболее влиятельного в СССР печатного издания «Правда», основанному 5 мая 1902 года. В год своего 90-летия газета прекратила свое существование.
«Пионер Южной»
Дата запуска: не раньше 1955 года
Дата снятия с линии: -
Поезд: Тип «Д»
Поезд был назван в честь пионеров украинской Южной железной дороги, которые собирали металлолом для производства его вагонов. Тематический состав ходил по Сокольнической линии и состоял из вагонов типа «Д».
«Бауманец»
Дата запуска: 1974 год
Снятие с линии: осень 1991 года
Поезд: Тип «Еж»
Этот поезд-«ёжик» целых 17 лет ходил по Арбатско-Покровской линии. Осенью 1991 года после известных исторических событий было принято решение о снятии тематического состава.
«Дзержинец»
Дата запуска: 1984 год
Снятие с линии: 1991 год
Поезд: тип «номерной» (81-717/714)
Получил название в честь собиравших металлолом пионеров Дзержинского района Москвы, о чем свидетельствовала специальная табличка в салоне. В 1986 году поезд был доверен молодому экипажу, состоявшему из комсомольцев. От аналогичных поездов внешне отличался надписями «Дзержинец» на головных вагонах и наличием плакатов с профилем Ленина. Поезд семь лет ходил по Кольцевой линии. После событий 91-го надпись «Дзержинец» с вагона убрали. Примерно в это же время с площади Дзержинского был убран памятник основателю ВЧК.
«Московский Комсомолец»
Дата запуска: конец 1984 года
Дата снятия: 1991 год
Поезд: тип «номерной» (81-717/714)
Еще один именной номерной поезд, запущенный в середине 80-х и прекративший свое существование с крахом СССР. Был запущен в конце 1984 года к открытию участка «Каширская» - «Орехово» Замоскворецкой линии (тогда – Горьковской-Замоскворецкой) и посвящен столичным комсомольцам.
«Пионер Кунцева» и «Молодогвардеец»
Дата запуска: 30 декабря 1984 года
Дата снятия: 1991 год
Поезд: тип «Д»
С поездом «Пионер Кунцева» связана целая трагикомичная история. В 1983 году комитет комсомола Кунцевского района Москвы запустил инициативу по сбору металлолома для создания двух новых поездов, которые в дальнейшем будут ходить по Филёвской линии. Составам были выбраны имена – «Пионер Кунцева» и «Молодогвардеец». Выбор имен был прост и понятен – на территории района располагались метростанции «Пионерская» и «Кунцевская», а также улица Молодогвардейская.
Местные пионеры с охотой откликнулись на призыв. По линии в то время ходили старые метропоезда типа «Д» и появление новых составов на ветке, тем более, к созданию которых ты лично можешь приложить руку, это была заманчивая идея. Примерно через шесть месяцев в рамках торжественного митинга 20 грузовиков с металлолом были отправлены на завод.
Однако начальник московского метрополитена Юрий Сенюшкин был против того, чтобы сразу два новых поезда 81-717 были отданы Филёвской линии, большая часть которой проходит по поверхности, а не под землей. Он аргументировал, отмечая, что составы 81-717 нуждаются в особых условиях эксплуатации и не способны длительное время работать на особой Филёвской линии. Подчеркивалось, что новые вагоны чувствительны к перепадам температуры, склонны к частым поломкам при морозах, кабины машинистов не имеют должного оборудованиях и нуждаются в утеплении. Больше того – запуск новых вагонов на линии требовал переобучения ремонтного и эксплуатационного персонала. По словам Сенюшкина, номерные вагоны предпочтительнее поставить на другие, более подходящие для них линии.
В Московском горкоме были не согласны с мнением специалиста, но в конечном итоге новый состав на Филёвской линии так и не появился. А вместо этого был раскрашен старый состав типа «Д», приписанный к электродепо «Фили». Старый, уже видавший виды состав покрасили краской, сделали на нем надпись «Пионер Кунцева» и в рамках тождественного митинга показали пионерам и местным жителям. Обмануть ребят не удалось, они с первого взгляда смогли отличить старый поезд от нового «номерного». Подростки с разочарованием подходили к сотрудникам метрополитена и заявляли об этом. А в это время в газетах торжественно сообщали о том, что на Филевскую линию вышел новый метропоезд «Пионер Кунцева», созданный с помощью пионеров. В электродепо «Фили» этот поезд получил ироничное прозвище «Пенсионер Кунцева».
Поезд «Молодогвардеец», в свою очередь», был отправлен на Серпуховско-Тимирязевскую линию. Стоит добавить, что в «Пионерской правде» и «Гудке» о подлоге неоднократно писали, а между руководством метро и Кунцевским райкомом комсомола долгое время шла тяжба, которая ничем так и не завершилась. Уже через семь лет «Пионер Кунцева» был снят с линии и порезан на металлолом.
«Гайдаровец»
Дата запуска: 10 декабря 1987
Дата снятия: 1991 год
Поезд: тип «номерной» (81-717/714)
Еще один поезд, созданный в том числе усилиями пионеров. По инициативе учащихся школы Ясеневского района, в которой функционировал музей имени писателя, корреспондента Аркадия Петровича Гайдара, состав назвали «Гайдаровец». В течение трех с половиной лет именной метропоезд ходил по Калужско-Рижской линии, после чего надписи на бортах вагонов закрасили, а таблички из салонов убрали.
«Народный ополченец»
Дата запуска: 1988 год
Поезд ходит по сегодняшний день
Поезд: Тип 81-717.5/714.5
«Народный ополченец» - самый старый из действующих в метро Москвы тематических составов, и единственный, оставшийся с советских времен. Поезд, посвященный народному ополчению и деятельности метро в годы ВОВ, был запущен на Замоскворецкой линии ровно 30 лет назад – в далеком 1988 году. 8 ноября 2006 года к 65-летию битвы за Москву поезд существенно обновили. На борта поезда нанесли надписи «Народный ополченец» и «1941-1945», в салонах повесили материалы о Великой Отечественной войне. В 2015 году на вагоны нанесли надписи в честь 70-летия Победы.
«Московскому метрополитену в честь 60-летнего юбилея»
Дата запуска: 28 декабря 1995
Снятие с линии: 2002 год
Поезд: Тип 81-717.5М/714.5М
Поезд был запущен в честь юбилея московского метрополитена в день открытия первого участка Люблинско-Дмитровской линии. Салоны ничем не отличались от обычных составов. Вместо праздничных плакатов в вагонах разметили рекламу, но с внешней стороны на боках вагонов была сделана надпись «Московскому метрополитену в честь 60-летнего юбилея». В 2002 году надпись закрасили и состав перестал отличаться от своих собратьев.
«Курская дуга»
Дата запуска: 8 марта 2003 года:
Поезд ходит по сегодняшний день
Поезд: Тип 81-717.5М/714.5М
В Курской битве принимал участие бронепоезд «Московский метрополитен», построенный на средства, собранные сотрудниками столичного метро. В состав экипажа поезда также входили работники метро Москвы. 8 мая 2003 года в честь 60-летия Курской битвы на Сокольнической линии был запущен именной поезд «Курская дуга». В этот день метрополитену также была подарена найденная в Белгороде картина «Последний бой бронепоезда «Московский метрополитен».
На вагонах с внешней стороны нанесены надписи «Курская дуга» и изображения георгиевской ленты. В 2010 году оформление поезда обновили, на вагонах появились изображения красных звезд и знамен, в салоны добавили материалы об истории бронепоезда.
«Московскому метрополитену 70 лет»
Дата запуска: 16 февраля 2005 года
Дата снятия: весна 2006 года
Поезд: Тип 81-717.5М/714.5М
Еще один юбилейный поезд, созданный в честь очередной круглой даты со дня основания столичной подземки. Состав был запущен 16 февраля 2005 года на Сокольнический линии. На бока вагона нанесли наклейки, сообщающие о 70-летнем юбилее, и надписи «1935-2005», в салонах разместили информационные плакаты, повествующие об этапах развития городского метро, схемы метрополитена прошлых лет. Пассажирам показали ранее не публиковавшиеся фотографии, в частности снимки о деятельности метро в годы ВОВ.
«Moscow 2012 Candidate City»
Дата запуска: весна 2005 года
Дата снятия: весна 2005 года
Поезд: Тип 717.5М/714.5М
Тематический состав, отличающийся от аналогичных метропоездов наличием герба города и наклейками Moscow 2012 Candidate City, был посвящен подаче заявки Москвы на проведение летней Олимпиады-2012. Примечательно, что именно этот поезд вез членов Международного Олимпийского комитета, которые прибыли в столицу России с инспекционной целью. Поезд просуществовал всего несколько дней. После того, как право проведения Игр 2012 года было отдано Лондону, все тематические наклейки с вагонов убрали.
«Красная стрела»
Дата запуска: 9 октября 2006 года
Поезд ходит по сегодняшний день
Поезд: Тип - 81-717.5М, 81-714.5М
Поезд, многократно раз перекрашиваемый, и пострадавший в теракте. Был запущен на Сокольнической линии 9 октября 2006 года в честь 75-й годовщины старта скорого фирменного поезда Москва -Санкт-Петербург «Красная стрела».
Изначально по инициативе РЖД именной поезд окрасили в красный цвет, вместо белой горизонтальной полосы была нанесена желтая полоса, крыши покрасили в серебряный цвет, на двери нанесли стилизованную надпись «75». Внутри вагоны также имели «красно-желтый» стиль – поручни были желтыми, сиденья – красными.
В 2009 году поезд первый раз перекрасили, основная гамма сохранилась, но цвета стали более бледными. Весной 2010 года метропоезд пострадал в теракте на станции «Лубянка». Пострадавшие вагоны отремонтировали, один вагон был заменен, и в честь 75-летнего юбилея метро Москвы поезд вернулся на линию.
Летом 2016 года поезд снова претерпел ряд изменений. Было решено закрасить желтые горизонтальные полосы и числа «75» на дверях. Также обновили и экспозицию в салонах вагонов. В качестве информационных материалов в экспозиции представлены документы и архивные фотографии РЖД, касающиеся истории фирменного поезда «Красная стрела».
«Акварель»
Дата запуска: 1 июня 2007 года
Поезд ходит по настоящее время
Поезд: Тип «Русич»
Один из самых необычных и ярких тематических поездов метрополитена, первый именной поезд, получивший существенные конструктивные отличия от обычных поездов данного типа. Был запущен на Арбатско-Покровской линии.
Изначально представлял собой передвижную галерею репродукций работ художника Сергея Андрияки и учеников его школы. Вагоны состава оклеены специальной пленкой с разными изображениями. Каждый вагон как внутри, так и снаружи имеют свою неповторимую цветовую гамму. В вагоне на одной стороне отсутствуют окна и сиденья, а на их месте расположены картины. Сегодня поезд работает по обычному расписанию наравне с другими составами.
Экспозиции в вагонах регулярно меняют, и на сегодня их было представлено уже 14 по счету. В поезде «Акварель» пассажиров знакомили не только с работами Андрияки, но и с картинами из коллекции Русского музея, музея изобразительных искусств имени Пушкина, музея-панорамы «Бородинская битва», с репродукциями картин художественного музея имени Васнецовых, с картинами Ивана Шишкина, Ивана Айвазовского, Ильи Репина и с другими.
«Читающая Москва» (№1)
Дата запуска: 21 мая 2008 года
Дата снятия: январь 2017 года
Поезд: 81-717.5А/714.5А
Менее чем через год после запуска «художественного» поезда было принято решение поставить на рельсы новый именной поезд, нацеленный на популяризацию литературы. И уже 21 мая 2008 года на станции «Воробьевы горы» стартовал шестивагонный состав, оформленный рекламой акции «Читающая Москва». Изначально предполагалось, что поезд будет оформлен в виде детской книги, однако эту идею так и не реализовали.
Поезд пустили по Кольцевой линии, но уже в июне он был переведен на Каховскую линию по причине того, что Кольцевую перевели на новые поезда типа «Русич».
Внутри вагонов пассажиры могли увидеть изображения литературных персонажей, сцены и отрывки из известных литературных произведений. Один вагон был посвящен детским книгам, другой – отечественной классической литературе, также были вагоны, оформленные по теме классики зарубежной литературы, книг для подростков и так далее.
Поезд «Читающая Москва» стал первым поездом метро Москвы, получившим Wi-Fi. В январе 2017 года оформление поезда было снято. К этому времени уже два года как функционировал второй, более яркий и современный тематический поезд «Читающая Москва».
Ретропоезд «Сокольники»
Дата запуска: 15 мая 2010 года
Поезд ходит по настоящее время
Поезд: Тип 81-717.5А/714.5А
В день 75-летия Московского метрополитена на Сокольнической линии был запущен ретропоезд «Сокольники», состоящий из вагонов модели 81-717.5А/714.5А, стилизованных под самый первый поезд столичной подземки (тип «А»), выкрашенных в характерных для тех лет цвета. Как подчеркивают в метро, ретропоезд внешне является почти точной копией поездов 30-х годов XX столетия. Вместо кресел в салоне используются диваны, обшитые кожзаменителем, освещение дают характерные для ретро-поездов светильники-бра. Изнутри вагоны обшиты специальным пластиком, имитирующим материал линкруст, применяемый в вагонах типа «А». Мелкие детали, окантовка, рейки, рамы изготовлены из пластика и оклеены пленкой «под дерево».
Чтобы не нарушать необходимую ретро-атмосферу, поезд специально не оснащали беспроводным интернетом.
«Поэзия в метро»
Дата запуска: 17 ноября 2010 года
Дата снятия: Ноябрь 2017 года
Поезд: Тип «Русич»
Целых семь лет именной поезд «Поэзия в метро» был одной из достопримечательностей Филёвской линии метро. Новый проект подземки призван познакомить пассажиров с творчеством лучших поэтов России и мира. Первая экспозиция была посвящена творчеству чилийских поэтов. В 2011-м в рамках Года итальянской культуры появилась экспозиция, посвященная творчеству поэтов Италии. После недолгого пребывания на Арбатско-покровской линии, поезд был возвращен на Филевскую ветку.
Кроме того, экспозиции тематического поезда «Поэзия в метро» посвящались Сергею Есенину, Владимиру Маяковскому, Михаилу Лермонтову, Габриэлю Гарсии Маркесу, Октавио Пасу. Изнутри вагоны украшались материалами, рассказывающими о творчестве лириков. Например, «поезд Маяковского» получил синие тона, один вагон рассказывал биографию великого советского поэта, другой был посвящен футуризму и конструктивизму, третий и последующие повествовали о творчестве поэта. Весной 2016 года была создана последняя на сегодня экспозиция «Шекспировские страсти», благодаря чему состав впервые был оформлен тематически не только изнутри, но и снаружи. В конце ноября 2017 года экспозиция «Шекспировские страсти» была снята, однако нового оформления поезд не получил.
«175 лет железным дорогам России»
Дата запуска: 1 августа 2012 года
Дата снятия: 1 декабря 2012 года
Поезд: Тип «Русич»
Новый именной поезд, представленный на станции «Выставочная», прокатившийся по Филевской линии, и на четыре месяца основавшийся на Кольцевой линии, стал вторым тематическим составом в метро, посвященным отечественным железным дорогам. Первым был, напомним, поезд «Красная стрела».
Поезд «175 лет железным дорогам России», состоящий из пяти вагонов, снаружи был обклеен красной пленкой. В салоне были представлены ретро-фотографии и плакаты из архивов РЖД, исторические зарисовки, повествующие о становлении российских железных дорог. Уже к 1 декабря 2012 года вся оригинальная символика была убрана и состав перестал быть тематическим.
С этим поездом связана одна трагическая история. 12 августа 2012 года на станции «Краснопресненская» погиб зажатый дверьми именного поезда пассажир. Машинист не заметил мужчину и привел состав в движение, поезд протащил пассажира по платформе, в результате травм, полученных при столкновении со стенной тоннеля, последний скончался.
Фото: umamonta, Metro-photo, Mosco-Walk, mosmetro, nomernoy, nashtransport, Павел Сёмкин / LiveJournal, М