Общество16.10.2023 - 10:49

Как адаптировать город для велосипедов и самокатов?

Отсутствие разделения транспортных потоков в городах приводит к конфликтам между пешеходами, велосипедистами и автомобилистами. Велодорожки становятся инструментом, позволяющим грамотно развивать городское пространство и делать жизнь безопасной для всех жителей. В Академии «Меганом» участники практического курса «Креатон: наука как искусство» узнали, как адаптировать город для велосипедов и самокатов от руководителя проекта «Велоруководство: как адаптировать город для велосипедов и самокатов» Александра Красавцева.

Фото: Арт-кластер «Таврида»

Delivery Club и аналитическое агентство ResearchMe провели исследование отношения россиян к развитию велоинфраструктуры в их городах. Согласно данным, 70% россиян поддерживает тренд развития велоструктуры в городах, при этом 61% горожан стали бы чаще передвигаться на велосипедах, если бы в их городе появилось больше велодорожек. Кроме того, 79% респондентов считают, что развитие велоинфраструктуры повысит уровень безопасности на улицах.

«Самый лучший транспортный сценарий при реализации велоструктуры, когда велоструктура для велосипедов и средств индивидуальной мобильности (СИМ) становится полноценной частью транспортной системы города. Тип инфраструктуры стоит выбирать в зависимости от территории: это могут быть велополосы или велодороги, совместные полосы для движения. Качественные маршруты, где велодорожка — инструмент маршрута сети, всегда ведут из одной точки в другую. При этом велодорожка должна создаваться с учетом мнения жителей и проходить через точки притяжения. В Москве велосипеды и самокаты используются как транспорт последней мили, когда ты в течение 10–15 минут можешь добраться до нужного места с помощью шеринговых средств индивидуальной мобильности», — рассказывает Александр Красавцев, управляющий партнер института развития городов «Полис», автор «Велоруководства» по адаптации городов к велосипедам и самокатам.

Александр Красавцев стал одним из экспертов практического курса для урбанистов и материаловедов «Креатон: наука как искусство», проходившего в Академии творческих индустрий «Меганом» (проект «Таврида.АРТ») с 24 по 29 сентября. Цель курса — поиск инновационного материала для дорожного покрытия пешеходных зон творческих пространств. Практическая задача, над которой работали слушатели курса, — развитие логистической структуры территории арт-кластера «Таврида», в том числе велодорожек. 

Существует несколько ключевых принципов, которые необходимо соблюдать при планировании велодорожек: безопасность, связность сети и спрямленность маршрутов, человеческий фактор и комфорт. О них подробно рассказывается в проекте «Велоруководство: как адаптировать город для велосипедов и самокатов» Александра Красавцева. Автор отмечает, что дизайн улиц должен способствовать безопасному перемещению всех участников дорожного движения и сводить к минимуму риск травм. Поэтому важно выбирать тип велоинфраструктуры, соответствующего категории улицы, ее скоростному режиму и функциональному наполнению.

В условиях быстрого развития велосипедного движения необходимо создавать связную сеть маршрутов, которые соединят наиболее значимые объекты городской инфраструктуры (торговые центры, крупные парки, медицинские и учебные учреждения, транспортные хабы и др.) Сеть должна удовлетворять как существующий, так и потенциальный спрос.

Важен и человеческий фактор. Инфраструктура проектируется так, чтобы снизить количество ошибок, совершаемых участниками дорожного движения, и тяжесть их последствий. Например, дистанция между автомобилем и велосипедистом должна быть достаточной, чтобы избежать наезда в случае внезапного падения.

В Крыму уже сейчас есть примеры качественных дорожек. Например,  в 2023 году в Судаке в бухте Капсель вокруг площадки арт-кластера  «Таврида» (проект Росмолодёжи) была создана велоинфраструктура. Велодорожки протянулись от пляжа «Меганом» до района мыса Алчак, соединив всю пляжную инфраструктуру. В дальнейшем планируется продление велополос и пешеходных зон до центра города. Уже сейчас местные жители и туристы начали использовать самокаты и велосипеды для комфортного передвижения по территории новой набережной.

 

Реклама