Депутат Госдумы Виталий Милонов обратился к министру просвещения Сергею Кравцову с предложением разработать и ввести единый стандарт школьной формы, которая бы совмещала в себе опыт СССР и Российской империи. Политик заявил, что по мнению детских психологов она позволит сплотить детей и снизить внешние проявления социального неравенства.
О том, из-за чего эту идею невозможно воплотить в жизнь и почему это не задрапирует социальное неравенство редакции RuNews24 рассказала депутат Госдумы от «Единой России», а также член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб.
К идее Милонова нивелировать с помощью школьной формы социальное неравенство и имущественное расслоение Бессараб настроена довольно скептически, так как даже при советской власти форма у детей могла быть разной и ее шили из материалов, отличавшихся по качеству.
«Могу вас заверить, что я хоть и выросла в Советском Союзе, но не могу сказать, что школьная форма нас всех уравнивала. Даже при всех одинаковых формах, отличия были на уровне, когда ты понимаешь, что кто-то ровнее. <…> Сегодня тем более не удастся сгладить существующее неравенство. Кого-то будут привозить на школьном автобусе, кто-то будет приезжать на отцовском «Ламборгини», — говорит депутат.
Бессараб добавила, что если форму и введут, то ее точно не станут выдавать бесплатно, так как даже в СССР такого не было. И опять же у детей более обеспеченных родителей будет возможность выделиться, пошив ее по индивидуальному заказу в лучших ателье из лучших материалов. На сегодняшний день, по ее мнению, уравнивающим фактором является ЕГЭ, которое и позволяет школьникам из провинции поступать в ведущие вузы страны.
С такой позицией не согласна Екатерина Береснева, работавшая в частной школе замесителем директора по воспитательной работе. В беседе с редакцией RuNews24 она отметила, что единая официальная форма не только дисциплинирует поведение детей, но и действительно позволяет сгладить имущественное неравенство среди школьников.
«Я работала не в общеобразовательной, а в частной школе, но и там есть дети из более обеспеченных и менее обеспеченных семей. Мы ведь транслируем, что это не важно у кого какой материальный достаток. Мы другие ценности восхваляем. И как бы это странно ни звучало, но форма в конкретном заведении на конкретный срок с девяти утра до шести вечера как-то уравнивает всех приблизительно. Пропадают лишние поводы кучковаться и разделяться по материальному признаку. Это тоже хорошо», — говорит Екатерина Береснева.
Что касается разных материалов, из которых может делаться форма, которую будут покупать родители, то большинство школьников в таких нюансах не разбирается и будет очень сложно выделиться на этой основе, считает Береснева. Главное – правильно подобрать форму, которую они захотят носить и тогда это будет работать. Но, как признает эксперт, дорогие часы, телефоны и машины родителей форма уже не скроет.
Светлана Бессараб также отметила, что идея Виталия Милонова совместить образцы формы, которые были в Советском Союзе и в Российской империи, не реализуема еще и по финансовым причинам. В дореволюционной России образование было доступно далеко не всем, тогда как советская модель предполагает всеобщее образование.
«Материалы для советской школьной формы и сукно на гимназистов Императорской гимназии – это две совершенно разные вещи. Поэтому сейчас Виталий Милонов решил совместить несовместимое. Нужно либо качество и высокая цена, либо всеобщая доступность и качество на уровне спрос-предложение», — говорит политик.
По ее мнению, решение о введении формы целесообразнее всего оставить за родительским составом и педагогами конкретной школы. Она убеждена, что такие вопросы должны решаться на уровне учебного заведения в индивидуальном порядке, а сама идея школьной формы нравится далеко не всем. Хоть у многих и есть ностальгические воспоминания по советской школьной форме с белыми фартуками и воротниками, но даже во времена СССР не все радовались, когда ее носили.