Сокращение срока школьного обучения с 11 до 10 лет кажется привлекательной идеей: в теории, если молодые люди раньше заканчивают учебу, они сразу начинают работать, формируют семьи и становятся родителями. Однако как показывает практика, все гораздо сложнее.
RuNews24.ru обратились к Якову Якубовичу, эксперту Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ, чтобы узнать его мнение о данной реформе.
Яков Якубович рассказал: "Главная причина, по которой россияне откладывают детей, – это не длительность обучения, а экономическая неуверенность. Молодые люди не стремятся создавать семью, пока не будут уверены в стабильном доходе и наличии собственного жилья. Простое сокращение учебного времени на год вряд ли решит проблемы с ипотекой, заработными платами и детскими садами."
На первый взгляд, такое сокращение может немного изменить возраст первых родов. Однако без комплексного подхода, охватывающего экономику, реформа может оказаться неэффективной.
"Сжатие сроков обучения – это не всегда ухудшение качества образования. Опыт 'Эффективной начальной школы', где программу проходят за 3 года, показывает, что грамотная переработка учебных планов может привести к успешным результатам. Однако такая реформа требует продуманного подхода, иначе школьники могут оказаться перегруженными", – считает эксперт Якубович.
Интересно, что опыт советской трехлетней школы показывает, что такая модель может быть успешной, если к ней правильно подготовиться. Но плавный переход к сокрытию классов может стать вызовом, особенно в крупных городах, где уже сейчас наблюдается переполнение.
Яков Якубович поделился мнением: "В долгосрочной перспективе сокращение времени обучения может оказать незначительное влияние на демографию. Однако это лишь один из множества необходимых шагов. Например, семьям нужно предоставить налоговые льготы, льготные ипотеки и поддержку для молодых родителей-студентов".
Важно также учитывать недемографические эффекты. Возможно, сокращение сроков обучения приведет к уменьшению дефицита мест в школах и нехватки кадров для начальных классов. Более того, есть риск в том, что 18-летние учащиеся, вступающие во взрослую жизнь, могут оказывать негативное влияние на более молодых школьников.
Сокращение начальной школы до 3 лет не решит демографические проблемы самостоятельно. Это лишь один из инструментов, который может сработать только в сочетании с другими мерами. Однако важно отметить, что инициатива может привести к оптимизационным эффектам вне зависимости от демографической составляющей.