Московский метрополитен – жемчужина мировой транспортной инфраструктуры. Столичной подземке идет уже 83-й год. Сколько за 82 с лишним года метрополитен перевез пассажиров, уже просто невозможно сосчитать. Однако лишь за один только 2017 год это число достигло отметки в 2 млрд. Подвижной состав – кровь гигантского организма метро, его важнейшая составная часть. И сегодня мы расскажем о том, как менялись электропоезда метро Москвы по ходу движения реки времени.
Вагоны типа «В» (В1, В2, В3 и В4…1947-1964)
Немецкие репарации
Примечательно, что это самый старый тип вагонов, эксплуатируемых в метро Москвы, но при этом они далеко не самые первые в столичной подземке. Вагоны были произведены в Германии в период с 1927 по 1930 год и вывезены в СССР в качестве послевоенных репараций. Всего в Москву поступило и было переоборудовано 120 вагонов типа В. Их начали снимать с линий уже в середине 50-х годов, но последние В4 возили пассажиров вплоть до 1964 года.
Вагоны типа «А» (А, Ам…1935-1975)
Первые вагоны
Вагоны типа «А» - первые вагоны московского метро. Они были двух подтипов - моторными и прицепными. Производились вагоны на Мытищинском вагоностроительном заводе, всего было выпущено 111 единиц. Один вагон был рассчитан на 262 пассажира, предусматривались 52 сидячих места на мягких диванчиках. После модернизации в 1960 году вагоны получили индекс «Ам». Вагоны «Ам» работали на линии до конца 1975 года. Поезда с вагонами "А" возили пассажиров до 1975 года. Два из них служили в качестве дефектоскопа и проявочной лаборатории аж до 1999 года.
Вагоны типа «Б» (Б, Бм…1947-1966)
Первые с сигнализацией
Вагоны типа «Б» появились из-за задержек в процессе создания вагонов типа «Г». Было принято решение видоизменить вагоны типа «А», были заменены токоприемники, тормозная система, электрооборудование и обновленные вагоны получили индекс «Б». Кроме того, в секциях изменилась система вентиляции: вместо традиционных форточек создали специальные заборники, направленные в одну сторону. Немаловажно – именно в этих вагонах впервые появилась сигнализация, предупреждающая о закрытии дверей, и система освещения на случай аварии.
Вагоны типа «Г» (Г…1948-1983)
Первые голубые вагоны
Первые опытные экземпляры новых вагонов были созданы еще в 1940 году. До войны удалось изготовить шесть таких вагонов, они существенно отличались от своих предшественников своим изящным видом и своей эффективностью, однако ВОВ застопорила работы в этом направлении.
В эксплуатацию вагоны типа «Г» удалось отправить в 1948 году. Все вагоны были моторными, так как от прицепных вагонов решено было отказаться. Их скорость выросла с 65 до 75 километров в час. Вагоны отличались облегченной массой и более мягким ходом, а также плавным торможением за счет применения электрического реостатного торможения. За все время Мытищинский вагоностроительный завод выпустил 425 вагонов для 60–70 поездов.
Салон вагона типа "Г" после реставрации
Вагоны типа «Д» (1955-1996)
Порубленные на дрова
Прототипами вагонов типа «Д» стали вагоны М5 и УМ5, которых было выпущено всего 12 экземпляров. На их основе создали и запустили на линию серию «Д». Всего было выпущено 662 вагона, отличившиеся от прежних серий уменьшенной массой и улучшенным электрооборудованием. Несмотря на наличие такого недостатка, как заметная поперечная качка, эти вагоны успешно эксплуатировались также в Киеве, Ленинграде и Новосибирске. Финал «жизни» вагонов получился грустный. В 1996 году снятые с линий вагоны были переплавлены и порублены на дрова.
Вагоны типа «Е» и «Ем» (1961 – 2008)
Первые гофрированные
Первый массовый запуск вагонов «Е» на линии закончился неудачно. Вагоны часто ломались, возникали то одни, то другие неполадки. В связи с этим вагоны серии сняли с линий и доработали. Устранить неполадки удалось, да так, что «Ешки» курсировали по подземке аж до 2008 года, а несколько последних модернизированных вагонов можно встретить в метро и сегодня. Всего в Мытищах было изготовлено 824 вагона. Внешне эти поезда можно отличить от других характерными полосами гофрирования на стенах. Поезда «Е» развивали скорость до 80 км/ч.
Вагоны типа «Еж» (1970-2010)
Вагоны-ёжики
Изначально серия должна была получить индекс «Ж», однако название изменили во избежание неприятных ассоциаций. Всего произведено 460 «ежиков». Особенность типа «Еж» - смещенные в сторону кабины машиниста пассажирские двери, что позволило вместо маленьких сидений в торцах вагона установить в хвосте полноценные трехместные.
Вагон типа «И» (1987-1988)
Нереализованный проект
Эти уникальные в своем роде вагоны так и не прижились в московском метро. Вагоны типа «И» отличались принципиально новым мегатехнологичным кузовом, большая скоростью, надёжностью, при их создании пытались внедрить множество технических новинок. В 1987 году несколько первых вагонов нового типа ходили в подземке в тестовом режиме. Однако по причине того, что специалистам так и не удалось доработать систему электропривода с тиристорно-импульсной системой управления и не удалось выполнить требования к пожаробезопасности вагонов, их разработка была прекращена.
Вагоны типа 81-717/714, 81-717.5/714.5, 81-717.5М/714.5М (1978 – по настоящее время)
Номерные вагоны
Постепенно устаревающие вагоны типа «Е» необходимо было менять. В середине 70-х были созданы принципиально новые вагоны, существенно отличающиеся от всех предшественников, которые не получили буквенного обозначения, а стали номерными. Серия получилась удачной и закономерно стала самой массовой за всю историю подземки. Всего было выпущено 7280 экземпляров.
Была значительно увеличена их вместимость – с 262 до 330 пассажиров. Салон вагонов отделали трудносгораемым пластиком, появилась возможность прямой связи с машинистом. Впервые из промежуточных вагонов убрали кабины машиниста. Сиденье машиниста и пульт управления поездом переместились из правой части кабины в центр перед большим ветровым стеклом.
Вагоны типа «Яуза» (1998-до настоящего времени)
Едва прошедшие испытания
Длительное время не выдерживали испытаний и вагоны «Яуза», благодаря чему на линию эти поезда вышли только в 1998 году. Всего было собрано 14 головных и 35 промежуточных метровагонов типа «Яуза», образовавших 7 серийных составов. Даже несмотря на то, что в 2004 году «Яуза» прошла модификацию и получила индекс "1", ее производство вскоре свернули.
Кузов метровагонов выполнен из нержавеющей стали, секции получили свежий современный дизайн, их оснастили системой автоуправления и техдиагностики, электропневматической системой управления тормозами, системами пожаротушения и пожарной сигнализации, экстренной связи и радиооповещения пассажиров. Максимальная скорость составов – 100 км\ч.
Вагоны типа «Русич» (2003 – по настоящее время)
Вагоны для «легкого метро»
Пришедшие на смену «Яузе» вагоны типа «Русич» были разработаны для "лёгкого метро", в котором преобладают более кривые повороты, подъёмы и спуски. Как результат - вагоны сделали секционными. По сути, каждый вагон состоит из двух частей, которые соединены между собой. Изначально вагоны назывались «Скиф», однако вскоре после обкатки серию переименовали в «Русич».
Новшествами поездов стали информационные табло, система отопления и кондиционирования, стеклопакеты с пониженным уровнем шума, W-Fi роутеры. Один вагон способен перевозить до 370 пассажиров. Первые «Русичи» из-за недоделки в тормозах нередко промахивались мимо платформы, но после доработки эта проблема была устранена.
Особое внимание было уделено безопасности. Вагон оснащен предохранительными устройствами, предупреждающими падение пассажиров на рельсы между вагонами. Двери салона не допускают самопроизвольного открывания, благодаря системе блокировки состав не может тронуться с места при открытых дверях.
Поезда типа «Ока» (2011 – по настоящее время)
Отличительная особенность некоторых из этих поездов – стилизованные цифры «75» на головных вагонах, напоминающие о 75-летнем юбилее столичного метрополитена. Одна из важнейших целей создания «Оки» - попытка удешевить конструкцию, поскольку стоимость «Яузы» и «Русича» была признана слишком высокой. От «Русича» «Ока» унаследовала гладкие вертикальные боковые стенки кузова, наклонный профиль лицевой части, микропроцессорную систему управления. Однако многие конструктивные элементы претерпели изменения.
Вагоны типа «Москва» (2017 по настоящее время)
На уровне лучших мировых аналогов
Несмотря на то, что поезда «Москва» являются развитием вагонов «Ока», те принципиальные изменения, которые претерпели вагоны, позволяют говорить о том, что «Москва» - эволюционно новая серия.
При разработке вагонов была поставлена цель приблизиться к самым передовым мировым моделям метропоездов. Увеличили ширину дверных проемов для более быстрой посадки-высадки пассажиров, были созданы так называемые «полусидячие места» - наклонные выступы, на которые можно опереться, также увеличили число поручней, которые обшили защитным немерзнущим пластиком, предусмотрели специальные места для инвалидных колясок. Общее число сидячих мест было снижено для увеличения общей вместимости. Поезда серии Москва» отличаются от всех предшественников особо тихим и плавным ходом. В вагонах появились интерактивные схемы линий метро, USB-розетки. Впервые были созданы сквозные переходы между вагонами. Общая вместимость поездов увеличилась до 2 тысяч человек. Применены современные системы кондиционирования и обеззараживания воздуха.
Фото: Метровагоны, metroworld, metro-photo, Трансмашхолдинг, сайт мэра Москвы, livejournal