Министерство промышленности и торговли РФ представило стратегию поэтапного увеличения утилизационного сбора на транспортные средства, которая включает начальное повышение на 70-85% с последующими ежегодными индексациями в размере 10-20% до 2030 года. В пресс-службе министерства подтвердили, что проект соответствующего постановления готовится к публикации и обсуждению на официальном портале.
В документе указано, что индексация затронет различные категории автотранспорта, включая легковые, коммерческие, грузовые автомобили, автобусы, прицепы и полуприцепы, а также некоторые виды дорожно-строительной техники. Изменения в части импорта не затронут физических лиц, ввозящих автомобили с двигателем объемом до 3 литров для личного пользования.
Проект постановления предусматривает долгосрочную индексацию утилизационного сбора, что, по мнению Минпромторга, создаст предсказуемые условия для инвестиций в автопромышленность, как отечественную, так и международную. После последней индексации в августе 2023 года, коэффициент для новых легковых автомобилей с двигателем объемом от 1 до 2 литров был установлен на уровне 15,03, а предложенное повышение предполагает его увеличение до 27,81, что составляет 85%. К 2030 году коэффициент может достигнуть 58,62.
В пресс-релизе Минпромторга также упоминается, что индексация может начаться с 2024 года для автомобильной техники и прицепов с увеличением ставки на 70-85% в первый год и на 10-20% в последующие годы. Для строительно-дорожной техники индексация рассматривается с 2025 года с ежегодным увеличением на 15%.
Индексация будет применяться к технике, производство которой налажено в России и Белоруссии и способно удовлетворять внутренний спрос. Минпромторг также предлагает рассмотреть отложенную индексацию для экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков, производство которых находится на начальной стадии.
Ключевые российские автопроизводители, такие как "Автоваз", "Камаз", "ГАЗ" и "Соллерс", поддерживают повышение утилизационного сбора, видя в этом шаге способствование развитию отечественного производства и привлечению инвестиций. В частности, "ГАЗ" отмечает, что это поможет сформировать системный подход к регулированию рынка и поддержать российскую компонентную базу. "Автоваз" подчеркивает, что повышение ставок утилизационного сбора станет стимулом для иностранных брендов инвестировать в Россию.