Как сообщалось ранее, 12 ноября 2024 года Государственная Дума приняла в окончательной редакции закон, который запрещает пропаганду идеологии чайлдфри. Инициаторами законопроекта стали председатели обеих палат парламента — Вячеслав Володин и Валентина Матвиенко, а также другие депутаты и сенаторы.
Разобраться в новом законе редакции RuNews24.ru помогла адвокат, вице-президент КАСП «Ленинградский адвокат» Маргарита Абдрахимова.
«Для начала разберемся, кто может быть привлечен к ответственности за пропаганду «чайлдфри». Это как физические лица, так и должностные лица и организации. Таким образом, публичное выступление в социальных сетях, форумах, концентрах физического лица можно расценить как пропаганду «чайлдфри». Фильм или шоу, содержащее пропаганду «чайлдфри», приведет к ответственности организацию владельца», - пояснила эксперт.
Кроме того, по словам адвоката, немаловажно определить состав действий, который содержит не только навязывание идеи «чайлдфри», но и просто распространение или совершение публичных действий, которые создают привлекательность такой идеи, а также вызывают интерес.
Маргарита Абдрахимова подчеркнула, что эффективность закона зависит от его применения, учитывая сложившуюся в последние годы практику и активный контроль над социальными сетями. Закон может стать довольно эффективным, в этой области начал работать Росфинмониторинг: блогеры, имеющие публику более 10000 человек, обязаны себя зарегистрировать в реестре. То есть государство будет знать потенциального нарушителя в лицо.
«Первыми под штрафы попадут блогеры, кинематографисты, публичные личности (певцы, артисты и т.д.) с подобной позицией, а также СМИ. Что касается личной позиции человека, высказанной в обществе, – это пропаганда, вне зависимости от того, сколько раз он скажет, что это его личная позиция и он ее никому не навязывает. Поскольку в состав правонарушения входят не только такие действия, как навязывание, а еще и создание привлекательности и вообще привлечение внимания к этой теме путем публичного выступления», - отметила собеседница издания.
Она также отметила, что четкого определения пропаганды «чайлдфри» нет, но из квалифицирующих признаков таких действий в статье можно выделить: распространение сведений или совершение публичных действий, создающих привлекательность чайлдфри либо неверное представление о социальной равноценности рождения детей и отказа от него; навязывание информации, которая вызывает интерес к чайлдфри.
«Любое публичное высказывание (пост, речь, песня, сюжет фильма, статья и т.д.), содержащее любую форму одобрения со стороны автора, подпадет под штраф», - заключила адвокат.