Общество14.08.2023 - 00:12

Первый раз в первый класс: как подготовить ребенка к новому окружению и режиму

Больше новостей в сюжете: Образование в России

Многие из нас помнят свой первый день в школе, первую учительницу, но почти всегда все забывают о том, как тогда было сложно: новое окружение, режим дня, новые друзья. Сейчас, когда мы стали взрослыми, мы можем помочь уже своим детям легко войти в новый жизненный этап и безболезненно освоиться в школе.

Фото:

«В первую очередь нужно осознать, что у ребенка навсегда уходит статус дошкольника. Появляется новый статус ― школьник, а точнее первоклассник. Если раньше в жизни ребенка были две значимые фигуры ― мама и папа, то теперь у него появляется третья ― учитель. Выбирая школу, родителям прежде всего нужно уделить внимание не престижности учебного заведения, а первому учителю, потому что он будет оказывать большое влияние на жизнь ребенка в последующие годы», - рассказала в интервью ИА RuNews24.ru практикующий психолог, старший преподаватель кафедры психологии университета «Синергия», психотерапевт Анна Гусева

 

Психологическая готовность ребенка

Эксперт отметила, что психологическая готовность ребенка к школе сочетает его интеллектуальное и личностное развитие.

«Есть мнение, что для успешной учебы достаточно организовать интеллектуальную готовность: научить читать, считать. На самом деле в 6-7 лет у ребенка происходит кризис возраста. У него меняется психологический облик, преобразуется его личность, расширяются познавательные и умственные возможности, сфера эмоций, переживаний, круг общения. Ребенок не всегда хорошо осознает свое новое положение, но обязательно чувствует его и переживает», - подчеркнула Гусева. 

По словам психолога, адаптация проходит у детей по-разному: легкая занимает 20―30 дней, средняя ― около 40 дней, длительная ― 60 дней. Но бывает, что процесс затягивается до полугода. В этом случае желательно обратиться к психологу и классному руководителю.

Существует также понятие частичной готовности ребенка к школе, когда он с трудом усваивает новые знания. Это может зависеть от темперамента: холерик и сангвиник быстро схватывают материал, а флегматику и меланхолику нужно немного больше времени. Часто в школе мы можем слышать: «Кто уже написал, подождите, пока остальные в классе допишут». Это нормально, так как у всех детей разное восприятие информации.

«Необходимо обратить внимание, как ребенок воспринимает информацию: визуально, аудиально, кинестетически или дигитально. Визуалу достаточно видеть информацию. Аудиалам, которые встречаются реже, важно слышать. Если посадить такого ребенка за дальнюю парту, он может хуже усваивать урок. Из-за этого ухудшится впечатление от школы в целом. Дигитал ценит логику, ему важно понять: как, почему, зачем. Функциональность для него важнее красоты. Также нужно учитывать, что у всех детей разный уровень подготовки к школе, а программа рассчитана на средних учащихся. Многим учащимся может быть просто неинтересно, потому что они уже проходили материал. Поэтому в школе есть классы с усиленной и обычной программами. Школьный психолог проводит тестирование, чтобы определить, какая из них подходит ребенку», - добавила специалист.

 

Действия родителей

«От родителей требуется поддерживать первоклассника эмоционально, проявлять терпение при неудачах, поощрять старания и усилия ребенка. Это будет помогать ему чувствовать свою значимость», - сказала Гусева.

Психотерапевт выделила важность того, чтобы у будущего первоклассника были сформированы навыки самообслуживания. Очень частая и большая ошибка ― когда родители сами собирают портфель ребенка, решают, что ему надеть. Надо помнить: когда дверь класса закрывается, ребенок принадлежит сам себе. Он будет сам переодеваться на физкультуру, пользоваться школьным гардеробом и т. д. Если навыки самостоятельности не сформированы, еще есть время в августе, чтобы восполнить этот пробел.

«Для психологической готовности ребенка важен эмоциональный настрой родителей. Оптимистичный взгляд взрослых на школу быстро помогает ребенку справиться с тревожностью, связанной с грядущей учебой. Можно организовать будущему первокласснику экскурсию в школу или просто зайти на сайт и посмотреть вместе видео и фотографии», - посоветовала психолог.

 

Лайфхак от эксперта

«Расскажите ребенку о том, как вы сами пошли в первый класс, достаньте фотоальбомы, поделитесь, как ждали 1 сентября. Передавать стоит только положительный опыт. Об отрицательных моментах не упоминайте. Лучше попытайтесь пережить новые эмоции вместе с ребенком в этом году», - подытожила специалист.

Реклама