Черный пиар является классическим методом конкурентной борьбы во всех сферах жизни общества: политике, экономике, потребительском рынке.
Основная задача черного пиара - подмочить репутацию конкурента, вызвать негативные ассоциации, раздуть вокруг него скандал или ввести в заблуждение потребителей. Это делается с одной целью: ввести аудиторию в заблуждение, заставить в чем-либо сомневаться.
«Самыми распространенными является клевета и публикация ложной информации. Такой прием часто идет в ход против политических деятелей, производителей косметики, бытовой химии, лекарств, продуктов», - говорит пиар-технолог Олег Мальцев.
Разрушить репутацию того или иного предприятия или человека с помощь ложного навета легко, восстановить – крайне сложно, даже если напрасность обвинений будет доказана. На это потребуется время, за которое можно понести невосполнимые потери, пишет «ФедералПресс».
Второй метод – так называемое «общественное возмущение». Главные инструмент здесь – давление на болевые точки общества, связанные с загрязнением окружающей среды, нарушением прав животных, сокрытием налогов, оскорблением чувств верующих.
Такой вид пиара часто применяют в отношении крупных промышленных компаний, косметических и лекарственных брендов, тестирующих продукцию на животных. Еще один метод – публичное очернение конкурентов при помощи подставных лиц охотно используют политтехнологи.
«Конкурент заказывает акцию в поддержку какого-то кандидата, нанятые участники которой будут вызывающе себя вести, сквернословить. В глазах общественности это очернит лидера движения, потому что его сторонники будут вызывать негативные ассоциации», – рассказал Мальцев.
Хорошо работает привлечение лидеров мнений, или «давление авторитетом». Слухи выставляются на общее обозрение как факт. Например, авторитетный блогер ругает продукт определенного бренда, не приводя конкретных доказательств.
В России существует законодательная база для борьбы с черным пиаром предусматривающая административную и уголовную ответственность. Однако работает она плохо, поскольку найти заказчика и привлечь его по этим статьям сложно.
Максимум, на что могут рассчитывать истцы – удаление порочащей информации с интернет-ресурсов. Получить компенсацию за репутационный вред удается крайне редко.