Общество13.08.2025 - 15:22

Отмена домашних заданий: необходимость реформы или крайний шаг?

Больше новостей в сюжете: Образование в России

Недавнее заявление председателя Госдумы Вячеслава Володина о необходимости обсуждения отмены домашних заданий для школьников стало темой горячих споров в обществе. Эта инициатива была вызвана беспокойством о чрезмерной нагрузке на учащихся, и депутаты планируют вернуться к этому вопросу в ближайшее время.

Фото: нейросети, источник: CHATGpt

 Подробнее эту тему RuNews24.ru обсудил с Яковом Якубовичем, экспертом Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ.

По словам Якова Якубовича, отмена домашних заданий — это не выход. Он подчеркивает важность самостоятельной работы в образовательном процессе. «Самостоятельная деятельность является ключевым элементом, который помогает формировать такие навыки, как самоорганизация, критическое мышление и умение анализировать информацию. Если задания сводятся к механическому переписыванию или решению однотипных задач, их ценность стремится к нулю",– отмечает эксперт.

Яков Якубович акцентирует внимание на том, что современные дети действительно испытывают значительное напряжение, но это не значит, что следует полностью отказываться от домашних заданий. Напротив, необходима их реформа, чтобы превратить рутинные упражнения в полезные задания, которые учат работать с критической информацией и развивают практические навыки.

Чтобы домашние задания стали более полезными, Яков Якубович предлагает трансформировать их в практико-ориентированный формат. Вместо однообразных упражнений, стоит использовать кейсы и проекты. Примером может служить задание «проанализировать, какая математика применяется при проектировании моста», которое развивает именно прикладное мышление.

"Хотя дети могут использовать ИИ для помощи, важно, чтобы у них сформировалось понимание, зачем они учат тот или иной материал",— добавляет эксперт. Дискуссии на основе прочитанного также могут способствовать более глубокому пониманию изучаемых тем.

Также Яков Якубович поднимает вопрос необходимости внедрения исследовательских заданий. Например, задания о влиянии экологии в крупных городах могут включать сбор данных и инициативы по разработке решений. Применение геймифицированных технологий обучения, таких как обучающие квесты, поможет сделать процесс более увлекательным и вовлекающим.

Однако, как указывает эксперт, чтобы эти изменения стали реальностью, необходимо провести значительную работу. "Придётся пересмотреть учебные программы и федеральные государственные образовательные стандарты, нацеливая их на проектную деятельность и использование современных образовательных технологий",— считает Яков Якубович.

Также стоит учесть текущую проблему нехватки кадров. "Мы должны мотивировать учителей к переподготовке, чтобы они могли давать нестандартные задания и вести уроки более эффективно",— подчеркивает эксперт.

Яков Якубович подводит итог своим размышлениям: "Важно осознавать, что проблема не в самом существовании домашних заданий, а в их формате и перегрузке учащихся рутинной работой". Для улучшения ситуации необходимо перейти от механического запоминания к заданиям, которые учат думать и применять знания на практике.

"Мы не должны сломать то, что строилось десятилетиями",— предупреждает эксперт, указывая на необходимость осторожного подхода к изменениям в системе образования.

Замена традиционных заданий новыми формами обучения — задача не из легких, требующая времени и усилий, но, как утверждает Яков Якубович, это вполне возможный и необходимый шаг вперед для улучшения качества образования в стране.

Реклама