Все чаще россияне прибегают к процедуре банкротства. И это не удивительно - огромные платежи по кредитам стали непосильны большинству заемщиков по разным причинам, в том числе и экономическим. Кроме очевидных последствий банкротства существуют и те, о которых мало кто задумывается. Например, могут ли изъять детей из семьи, которая в судебном порядке доказывает свою финансовую несостоятельность.
Юрист Анна Черепанова специально для RuNews24.ru объяснила, что может произойти с детьми, чьи родители готовы стать банкротами. Для начала стоить напомнить, что подразумевает под собой процедура банкротства. Это признанная судом неспособность должника выплачивать кредитные обязательства. Для должника процедура банкротства представляет собой метод освобождения от долгов и отсрочки уплаты штрафов, неустойки и пеней. Для кредиторов это шанс взыскать хотя бы часть задолженности.
Важно осознавать, что банкротство может быть искусственным и некоторые переходят к этому шагу, чтобы избежать погашения долгов. Однако, в России умышленное банкротство считается уголовным преступлением, которое влечет за собой наказание в виде до 7 лет лишения свободы и значительных штрафов.
После сбора всех необходимых документов в арбитражном процессе судья принимает решение о признании должника банкротом. Тогда имущество должника распродают на специализированных торговых интернет-порталах — электронных торговых площадках.
Как гласит закон о банкротстве, банк вправе забрать ипотечную квартиру банк в счет долга, даже если она является у должника единственной. Но есть один нюанс. Ипотечное жилье не переходит в конкурсную массу, если жилищный кредит взят не в том банке, который инициировал процедуру банкротства физлица. Но только в случае, если ипотека оплачивается своевременно. Поскольку квартира находится в залоге у банка, выдавшего жилищный кредит, претензии на нее со стороны другого банка не будут приняты.
Как объясняет юрист Анна Черепанова, до ноября 2021 года будущие банкроты спасали свое имущество хитрым способом: россияне массово переоформляли все свое нажитое добро на детей.
«Финансовый управляющий имеет право запросить информацию во внесудебном порядке у третьих лиц, включая государственные органы и местные власти, если это необходимо для проведения процедур банкротства. В случае, если у должника имеются несовершеннолетние дети, управляющий, даже имея лишь минимальные подозрения о том, что родитель-банкрот мог фиктивно оформить имущество на своих детей, имеет возможность обратиться в суд за получением таких сведений или признанием этих сделок недействительными. Это значит, что суд может установить, что банкрот действовал недобросовестно, а это может привести к его ответственности за такие действия», - уточняет Анна Устиновна.
Кроме того, финансовый управляющий вправе реализовать на торгах квартиру в которой прописаны дети, если она находится под залогом у банка. Даже если это недвижимость ребенка. суд также имеет право привлечь службы опеки и попечительства, когда это касается благополучия детей.
Это происходит в тех случаях, когда интересы несовершеннолетних или лиц, находящихся на иждивении и признанных судом недееспособными, могут быть нарушены. Чаще всего необходимость в этом возникает во время процедур по реструктуризации долгов, что значительно ограничивает правоспособность должника.
На практике органы опеки и попечительства часто участвуют в процессе только формально, без активного вмешательства в дела. Но могут ли родителей лишить родительских прав во время процедуры банкротства, так как это подразумевает финансовую несостоятельность родителей.
«Банкротство не является основанием для лишения родительских прав. Четкие причины указаны в статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации. К ним, в частности, относятся такие факторы, как зависимость родителей от наркотиков или алкоголя, а также оставление ребенка в небезопасной ситуации», - объяснила Анна Черепанова.
По словам юриста, поскольку Конституция провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства», дети банкротов не могут быть лишены содержания в виде детской величины прожиточного минимума из-за банкротства мамы или папы. При банкротстве должник все равно обязан вносить алименты, даже если суд или МФЦ аннулировали все прочие долги.
«Алименты в рамках процедуры банкротства не подлежат списанию — дети ни в чем не виноваты, что их родители не умеют управлять своими финансами. В таком контексте банкротство представляет собой заранее провальную попытку избавиться от долгов, которые придется выплачивать до достижения ребенком 18 лет», — отмечает Анна Черепанова.
Обязанность по уплате алиментов стоит на первом месте. Это важная информация для тех, кто ищет исполнения своих прав. В первую очередь входят только два типа долгов: алименты и компенсация за моральный или физический вред.
Все виды алиментов, будь то на детей, родителей или супругов, не могут быть аннулированы и должны быть выплачены в процессе банкротства. Это относится и к судебным, и к внесудебным делам.