В минувший четверг финансируемый Михаилом Ходорковским центр «Досье» опубликовал так называемое расследование гибели в ЦАР трех российских журналистов.
Александр Расторгуев, Кирилл Радченко и Орхан Джемаль были убиты 30 июля 2018 года на дороге к северу от Сибута. Вопреки тому, что все обстоятельства инцидента до сих пор не подтверждены, подконтрольные олигарху журналисты спешат делать скоропалительные выводы, перекладывая вину на непричастных к этому людей.
Сам Ходорковский поддержал публикацию постом в Facebook, в котором утверждал, что журналистов якобы «хладнокровно и профессионально добивали, как добивают опасных свидетелей». Учитывая, что ни в официальном расследовании, ни в материалах «Досье» такие чувствительные подробности не указаны, заявление Ходорковского больше походит на банальное манипулирование фактами.
Солгал он и говоря о статусе злополучной трассы. По его словам, дорога была обозначена ООН как безопасная, следовательно, грабители орудовать там не могут. В действительности же на картах ООН северный участок трассы Банги – Сибут обозначен оранжевым цветом, т.е. является потенциально опасным.
Наконец, Ходорковский солгал и касательно персоны фиксера Мартина. Он обвинил военкора РИА ФАН Кирилла Романовского, что «контакт», который тот предоставил группе журналистов в ЦАР, был фальшивым. Однако накануне в распоряжение Федерального агентства новостей поступили сведения, полностью опровергающие это обвинение.
Анонимный источник из близкого окружения Ходорковского предоставил журналистам ФАН скриншоты переписки олигарха с журналисткой Еленой Серветтаз. Из этой переписки ясно, что она сама «пробивала» Мартина по своим каналам, и он был им известен.
Примечательно, что для командировки журналистов в ЦАР Ходорковский и его люди могли выбрать любого фиксера. В частности, у руководителя ЦУР Коняхина в числе знакомых был глава американской правозащитной организации Voice Project Хантер Хини. Он неоднократно работал в Африке и знал множество людей оттуда, мог порекомендовать фиксера. У госпожи Серветтаз также был проверенный контакт на месте, журналист-фрилансер, работающий на AFP и Франс24. Но вместо этого за советом обратились именно к Романовскому. Не исключено, что это было сделано специально, чтобы организовать провокацию.