С каждым годом телефонные мошенники становятся все изощрённее в своих методах обмана доверчивых граждан. И если раньше жертвами телефонных аферистов становились наивные бабушки и дедушки, то теперь преступники могут «развести» даже матерых пользователей сети, которых, казалось бы, обмануть чрезвычайно сложно.
Заведующий кафедрой прикладной математики факультета информационных технологий университета «Синергия», кандидат экономических наук, доцент Жанна Мекшенева специально для читателей ИА RuNews24.ru дала 10 рекомендаций, которые помогут вычислить телефонного афериста и не стать его жертвой.
Обязательно покажите эти советы вашим старшим родственникам, тем самым вы убережете их нервы и средства.
«Помните, что Центробанк не осуществляет звонки, не пишет смс и электронные письма физическим лицам. Он вообще не обслуживает и не открывает счета физических лиц. При этом регулятор постоянно блокирует выявленные мошеннические сайты и запрашивает у операторов связи блокировку выявленных номеров.
А вот уже с 25 июля 2024 года банки по закону будут обязаны возвращать гражданам деньги, украденные мошенниками.
Правда, средства подлежат возврату в том случае, когда банк не выполнил определенные действия по обеспечению финансовой безопасности своего клиента и перевел деньги на счет подозрительных фирм, указанных в "Списке компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке". Это перечень составляет Банк России», - сказала эксперт.
Советы для граждан, как на бытовом уровне обезопасить себя от мошенничества:
1. Время от времени заходить в Банк данных исполнительных производств на официальном сайте ФССП и проверять, нет ли у вас задолженности.
2. Не пересылать фото своего паспорта на сомнительные ресурсы. А если вы теряете паспорт, то незамедлительно обращайтесь в полицию. Там вам выдадут справку об утере паспорта.
3.Не указывайте данные паспорта на сомнительных сайтах и в социальных сетях. Не раскрывайте персональные данные по телефону.
4. Не общайтесь с представителями «банка» по телефону. Перезвоните сами в банк.
5.Не доверяйте сообщениям в мессенджерах, полученных от «сотрудников банков», «Следственного комитета» и других структур.
6.При желании можете подать заявление о запрете дистанционного оформления банковских кредитов и указать ограничения на суммы онлайн-переводов.
7.Сохраняйте хладнокровие и критический ум. Мошенники в телефонных звонках используют методы социальной инженерии, пуская в ход такие слова, как «штраф», «лишение свободы», «следственный комитет» и т.п.». Цель — напугать вас. Необходимо сделать паузу, подвергнуть полученную информацию критическому анализу, перепроверить, поискать альтернативные методы решения вопроса.
8. Используйте приложения на смартфоне по определению спама. Например, Getcontact или «Не бери трубку». Самостоятельно заносите подозрительные номера в данную базу.
9. Включайте запись разговора в телефоне. После фразы «внимание, ваш разговор будет записан» часть мошенников бросают трубку.
10.Если у вас есть уверенность, что вы разговариваете с мошенниками, и у вас крепкие нервы, вы можете вступить с ними в разговор и троллить их: несколько раз перезадавая одни и те же вопросы, формулируя их по-разному. Можно даже изменить голос и интонацию.