Вакцинация от COVID-19 – очень непростая, возможно, самая скандальная и однозначно самая популярная тема уходящего года. Внезапно оказалось, что вакцинация оказалась еще одним отчетливым маркером, разделившим граждан на два непримиримых лагеря. Наполнение и восприятие темы вакцинации от коронавируса однозначно меняется. Если год назад гражданам сообщали об эффективности и полезности вакцинации, то сегодня даже в Кремле едва ли не каждый день отвечают на вопросы о возможном введении обязательной вакцинации.
Учитывая каждодневные антирекорды по числу заразившихся и умерших от заражения в стране, и высокие темпы распространения дельта-штамма ковида, сегодня вакцинация оказалась не гарантированным спасением от заражения, но верным способом многократно снизить вероятность тяжелого течения заболевания и летального исхода. Получается, вакцинация сегодня – вопрос жизни и смерти. Поэтому разговоры о введении обязательной вакцинации граждан уже перестают удивлять, но продолжают вызывать ожесточенные споры.
Ранее мы рассказывали об отечественных медийных персонах, категорически не принявших вакцинацию и отчасти даже сам факт возникновения пандемии. Сегодня же мы зайдем с другой стороны и расскажем, кто в России предлагал сделать вакцинацию от коронавируса обязательной, и какие аргументы у их противников.
Текущая обстановка
Для стабилизации эпидемиологической обстановки обязательная вакцинация — наиболее эффективное средство. В частности, вчера об обязательной вакцинации граждан старше 60 лет и граждан с хроническими заболеваниями объявили в Санкт-Петербурге. В обществе немедленно забурлили споры, насколько это законно и по каким причинам можно отказаться от прививки. Традиционно люди разбились на два лагеря: активных популяризаторов обязаловки и противников вакцинации по принуждению.
Включить вакцинацию от коронавируса в национальный календарь прививок также призвал Директор НИЦ им. Гамалеи Александр Гинцбург. Именно это, по его словам, поможет максимально эффективно добиться показателей, необходимых для победы на пандемией. Гинцбурга поддержал и член-корреспондент РАН, завлабораторией пролиферации клеток Института молекулярной биологии имени В. А. Энгельгардта Петр Чумаков. По словам ученого, в России мало привитых от коронавируса, и «про это надо кричать». При гуляющем в России дельта-штамме SARS-CoV-2 нужно вакцинировать около 80% населения. А если появится какой-то другой штамм, то, возможно, надо будет привить и все население России.
Должны, но не обязаны?
На это оперативно отреагировали на самом высоком уровне. Сенатор Владимир Круглый заявил, что Совфед пока даже не рассматривает инициативу Гинцбурга. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков был лаконичен: «На федеральном уровне никаких решений о введении обязательной вакцинации не принималось». Татьяна Голикова при этом 10 ноября заявила, что все россияне, у которых нет медотвода от вакцинации от COVID, должны ее пройти.
А это законно?
Поспешим разочаровать всех, кто в качестве аргумента для своего нежелания вакцинироваться аппелирует к закону. Дело в том, что российский Минздрав включил вакцину от коронавируса в календарь обязательных профилактических прививок по эпидпоказателям: любая прививка из списка становится обязательной при опасной эпидемиологической обстановке — эта ситуация, в которой мы живём сейчас.
Да, любой житель страны может отказаться от любых медицинских манипуляций, медикаментов, оказания помощи и вакцинации. Однако в федеральном законе (252-ФЗ) есть чёткая формулировка: прививка является обязательной, если её отказ способствует распространению эпидемии и несет угрозу для окружающих. Если это не убедит человека получить вакцину, то следует быть готовым к санкциям: недопуск к работе (без зарплаты), запрет на посещение общественных мест.
Вернуться к рабочим обязанностям с заработной платой отказавшийся может только тогда, когда эпидостановка вернётся в норму. Предсказать даже приблизительные сроки, кстати, возможно далеко не всегда.
Но как же Конституция?
Главный документ страны определяет, что ограничение прав и свобод допускается федеральным законом. При этом, согласно тексту Конституции, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а федеральный закон об иммунопрофилактике гласит, что без прививок — никакой работы.
Такая санкция неконституционна? Вопрос остается открытым, в любом случае ограничения диктуются неблагоприятной обстановкой и являются временными.
«Введение обязательной вакцинации от COVID-19 не противоречит Конституции и не нарушает конституционные права граждан. Реализация данного вопроса возможна только после принятия соответствующего закона», – сообщил председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас.
Легальный отказ
Единственные, кто может законно обойтись без вакцины, раз уж так не хочется — это те граждане, у кого есть медицинские противопоказания. Это могут быть хронические болезни или острые заболевания, ОРВИ, беременность и период лактации, аллергия на компоненты вакцины, повышенная температура, расстройства и заболевания нервной системы. В инструкции к любой прививке есть список конкретных противопоказаний для конкретного препарата. Также прививки (пока) необязательно ставить несовершеннолетним.
Как рассказал адвокат Григорий Глазунов, медицинские показания — единственный полноценно законный повод отказаться от прививки на текущий момент. Просто нежелания или собственных убеждений недостаточно. По словам юриста, суды сейчас полностью на стороне законодателей и обязательной вакцинации.
Для официального отказа потребуется заявление на имя руководителя и копия медицинской справки.
Детская вакцинация
Сейчас российские специалисты усиленно работают над вакциной от ковида для несовершеннолетних. Эксперты уже изучают результаты исследования вакцины от коронавируса для подростков. Как заявил главный внештатный педиатр Министерства здравоохранения Александр Баранов, регистрация вакцины произойдёт в ближайшем будущем.
Кроме того, специалист отметил, что сразу после успешных испытаний и введения детской антиковидной прививки будет поднят вопрос об обязательной детской вакцинации против COVID-19. По его словам, из-за массового атипрививочного лобби и ради уменьшения вреда массовому здоровью добровольная иммунизация должна быть заменена на принудительную.
Зарубежный опыт
Ничего удивительного в этом нет. В Китае вакцинация подростков уже почти проведена, и даже стартовала вакцинация детей от трех до 11 лет. В США на днях объявили о старте кампании по вакцинации детей 5-11 лет. Коста-Рика стала первой страной в мире, где детская вакцинация от коронавируса стала обязательной.
Медийные сторонники
Статья по теме: Баба-яга против! Самые ярые противники вакцинации среди звёзд шоу-бизнеса
В медиапространстве, разумеется, почти сразу появились как противники, так и ярые сторонники обязательной вакцинации. Так, писатель Сергей Лукьяненко прямо выступил за дискриминацию антипрививочников. Он называет их «придурками» и «тупыми бестолочами». Лукьяненко призывает лишить отрицателей бесплатного лечения от коронавирусной инфекции.
Его коллега Александр Цыпкин полностью солидарен с мнением автора «Дозоров». Тех, кто отказывается от вакцины, Цыпкин назвал «темными крестьянами эпохи Екатерины II», а за обвинения в ангажированности пригрозил «блокировать, как конченых дебилов».
Журналист Алексей Лушников высказался за специальный налог для непривитых. При этом он считает, что прививка должна быть «символически платной», в качестве надёжного аргумента.
Об альтернативе между болезнью и прививкой высказался и телеведущий Александр Малич. Сам он выбрал второе, и считает, что ни маска, ни ПЦР, ни термометрия не будут так эффективны против инфекции, как обязательная вакцинация.
Оригинальным способом поделился своим мнением писатель Виктор Шендерович. Он рассказал анекдот:
«Инженер и антипрививочник подходят к мосту через реку, кишащую крокодилами и пираньями. Антипрививочник спрашивает у инженера:
— Безопасно ли проходить по этому мосту?
— Проходить по этому мосту безопасно на 99,97%.
— Хм. Тогда я лучше вплавь».
Вместо выводов
Разумеется, никто не будет хватать всех на улице за руку и насильно колоть в руку вакцину. Ограничится лишь санкциями для отказников — впрочем, не исключено, что чем дальше, тем более жёсткими они будут. Пока от ковида нет конкретного лекарства, вакцинация остаётся наиболее эффективным методом борьбы с инфекцией — какие бы контраргументы ни приводили антипрививочные лоббисты.